Апрель 2019 года надолго лишил нас одной из главных достопримечательностей Парижа — Нотр-Дам. Пожар уничтожил кровлю и старинный шпиль церкви, нанеся огромный урон храму. Когда его восстановят и вновь откроют, до сих пор неизвестно. Поэтому любителям старины стоит обратить пристальное внимание на расположенную неподалёку часовню Сен-Шапель (Святая капелла), которая датируется тем же XIII веком, что и Нотр-Дам.
Сен-Шапель на острове Сите Людовик IX (Святой) построил в 1242-1248 годах. Королю нужно было место, чтобы хранить священные реликвии, которые он купил у венецианцев, которые, в свою очередь, приобрели их у крестоносцев, разграбивших Константинополь. Это Терновый венец Христа, частицы Креста Господня, а также частицы одежды, губки и копья Лонгина, которым был ранен Христос. Кстати, некоторые из этих святынь потом хранились в Нотр-Дам и были там при пожаре 2019 года — их вынес из огня капеллан пожарной охраны Парижа Жан-Марк Фурнье. Драгоценную покупку Людовик встречал за пределами города — оделся в рубище и отправился за пределы столицы в сопровождении двора. Автор проекта реликвария неизвестен; возможно, это был Пьер де Монтрей, выдающийся архитектор XIII века. На строительство французская казна потратила 40 тысяч ливров (в три раза меньше, чем на покупку Тернового венца).
Святую капеллу освятили 26 апреля 1248 года. В XV веке обветшавшие шпиль и круглый витраж на западной стороне пришлось заменить. Революционеры XVIII века разграбили часовню, вынеся оттуда мебель и реликвии. То, что удалось спасти, хранили в Парижской национальной библиотеке и — до недавнего времени — в Нотр-Дам. Часть витражей сняли в 1803 году для организации в здании склада документов. Судьба почти всех их не известна, кроме трёх: они хранятся в Филадельфийском музее искусств, в лондонском музее Виктории и Альберта, а также в музее Клюни в Париже. В 2008 году началась масштабная реставрация семи витражей, которая продлилась несколько лет.
Сначала туристы попадают в нижнюю часовню, изначально предназначенную для придворных и посвящённую Богоматери. На её стенах — аркатуры в форме трилистника, а также 12 медальонов с изображениями апостолов. На колоннах — геральдические лилии с башнями Кастилии в честь матери Людовика IX Бланки Кастильской.
Росписи сводов изображают звёздное небо. На полу — надгробные плиты, отмечающие место погребения каноников и хранителей реликвария. Здесь же несколько любопытных витражей с изображением святых.
Истинный восторг в Сен-Шапель вызывает верхняя капелла, посвящённая Терновому венцу и Кресту Господню. Великолепные витражи практически стали стенами; две трети из них — подлинники XIII века. Площадь витражей — 600 квадратных метров; здесь доминируют синий и красный цвета. Изображения созданы на библейские мотивы — от сотворения мира до казни Иисуса Христа. На западной стороне капеллы виден круглый витраж, который посвящён откровению Иоанна Богослова.
Главное — прийти в Сен-Шапель в ясный день (что в Париже не редкость), чтобы рассматривать витражи, подсвеченные лучами солнца.
Когда-то в глубине часовни на специальном подиуме стояла рака с реликвиями, доступ к которой имел только король. Раку, как мы уже писали, конфисковали революционеры, поэтому сейчас перед нами только её реконструкция.
В Сен-Шапель всегда большая очередь, которая проходит довольно быстро. Помещение маленькое, и набивать его нет смысла. Если вас интересует французская история, то можно сразу купить билет, позволяющий пройти и в часовню, и в тюрьму Консьержери, расположенную неподалёку. Мы, к сожалению, ничего интересного в том музее не увидели, поэтому рекомендовать его не станем.
Сен-Шапель открыта круглый год, кроме 1 января, 1 мая и 25 декабря. С октября по апрель она доступна с 09:00 до 17:00; в апреле-сентябре — с 09:00 до 19:00. Полный билет стоит 11,5 евро, бесплатно пускают детей до 18 лет (в сопровождении взрослых), европейскую или с Шенгеном молодёжь 18-25 лет, инвалидов с сопровождающими. Ближайшая к часовне станция метро — Cité.