«Призрак Оперы» — всемирно известный мюзикл, шикарное творение Эндрю Ллойда Уэббера — появился не на пустом месте. Писатель Гастон Леру придумал, что в парижской Гранд Опера когда-то жил фантом, пугавший артистов и зрителей. Знаменитый театр стоит посетить не только ради этого красивого вымысла — потрясает богатый декор самого здания.
В 1858 году на тогдашнего французского императора Наполеона III было совершено покушение. Злодеяние имело место в оперном театре на улице Ле Пелетье, после чего правитель всея Франции наотрез отказался его посещать. Но душа требовала музыки, поэтому, недолго думая, в стране провели конкурс на лучший проект здания, на котором победил архитектор Шарль Гарнье. Для императора предполагали сделать отдельный вход, но до завершения строительства, прерванного Франко-прусской войной, он не «дожил» — попал в плен и домой не вернулся. В 1989 году Парижскую оперу переименовали в честь Гарнье, и знакомство со зданием нас убедило — Шарль этого более чем достоин.
К сожалению, нам не удалось посетить какой-либо спектакль во дворце Гарнье (зато мы послушали оперу в Бастилии), поэтому внутрь сумели попасть только в рамках экскурсии. Они проводятся в дневное время, билеты продаются внутри. Вестибюль украшен скульптурами и вазами в нишах. Поднявшись по богато декорированной Парадной лестнице, мы оказались на роскошной площадке. С неё можно было подняться к ложам, а можно было пройти в амфитеатр, что мы и сделали.
Поскольку мы пришли не балет смотреть, нас не пустили дальше задних рядов кресел. Доставшейся нам площадки было достаточно, чтобы внимательно осмотреть зрительный зал. В первую очередь, конечно, поражает огромный плафон хрустальной люстры, расписанный великим Марком Шагалом в середине прошлого столетия.
Кресла зрительного зала обиты красным бархатом, из него же сделан занавес. В общей сложности здесь могут поместиться 1900 человек — в амфитеатре, партере, бельэтаже, ложах, на балконе и верхней галерее.
Не желая мешать театральным работникам, готовящимся к вечернему балету, мы вышли из зала в поисках ложи Призрака оперы. А вот и она, под номером 5. Вмещает всего шесть человек. Призрак Гастона Леру, некрасивый фокусник-инженер-музыкант Эрик, влюбляется в певицу Кристину и пытается принудить её к браку. Она, конечно же, любит другого, поэтому всячески противится совместной жизни с чудищем. В итоге благородный Эрик отпускает барышню навстречу её счастью и потом тихо умирает в подвале Оперы.
А мы продолжаем прогулки по театру с широко раскрытыми глазами. Вот Лунное фойе, где Гарнье придумал обустроить курительную комнату. Потолок помещения украсили изображениями звёзд, сов и летучих мышей.
Следующий объект нашего маршрута — Мозаичная галерея. Считается, что именно в Опера Гарнье впервые во Франции мозаику использовали для украшения интерьеров. На золотом фоне можно разглядеть Эвридику, Диану, Аврору и Психею.
Великолепно оформлено Большое фойе длиной в 54 метра, напоминающее зал во дворце какого-нибудь из пригородов Петербурга. Из Рима Шарль Гарнье вызвал художника Поля Бодри, который расписал потолок этого помещения. Лира стала главным художественным образом этого роскошного интерьера.
Самое время выйти на улицу и рассмотреть по-разному украшенные фасады Опера Гарнье. Южный, выходящий на площадь, где любят выступать уличные музыканты Парижа, — самый яркий и притягательный. Галерея у входа состоит из семи арок с барельефами и скульптурами выдающихся композиторов. Бюсты творцов музыки имеются и между колоннами лоджии.
Кроме того, на Южном фасаде «притаились» «Инструментальная музыка» Эжена Гийома, «Танец» Жана-Батиста Карпо, «Поэзия» Франсуа Жуффруа и «Драма» Жюля-Жозефа Перро, которые символизируют театральное искусство. На куполе взгромоздился Аполлон с золотой лирой в руках. Он прекрасен сам по себе, но также имеет практическое значение — «работает» громоотводом.
Именно на Западном фасаде архитектор спроектировал отдельный вход для Наполеона III, слишком боявшегося за свою жизнь. «Ротонда императора» в наше время стала хранилищем книг, документов, макетов и эскизов декораций и костюмов великолепной Парижской оперы.