Посетив музей Болгара, осмотрев остатки мечети, дворца и мавзолеев, мы отправились к колодцу Габдрахмана. Этот объект находится несколько в стороне от основных зданий заповедника, к нему ведёт асфальтированная дорожка. По одной из легенд, колодец в X веке построил болгарский хан Айдархан в благодарность за исцеление его дочери Туйбике особой водой. Девушке не могли помочь местные лекари, сахиб (проповедник) Габдрахман пообещал вернуть ей здоровье, если волжские болгары примут ислам. Хан согласился, его дочь получила исцеление. Источник появился на том месте, где Габдрахман ударил посохом о землю. С тех пор у колодца репутация источника с целебной водой. Вход на территорию платный, водицы можно отведать из фонтанов в стене. Над колодцем Габдрахмана возвели купол, опирающийся на семь колон.
Вернувшись к историческому центру Болгара, мы осмотрели руины Восточной палаты, или Ханской палаты (бани). К слову, древних бань в заповеднике несколько. Восточную палату построили в середине XIII — начале XIV века, она считается самой древней и самой большой средневековой баней. Что можно здесь увидеть? Фундамент здания, останки печи для нагрева воды, бассейн.
От Восточной палаты дорога привела нас к Ханской усыпальнице и Малому минарету. Мавзолей построили в XIV веке, он находится на месте бывшего кладбища местной знати. В средневековье, как считают учёные, на этом месте было несколько мавзолеев. В Ханской усыпальнице археологи нашли восемь захоронений, а сейчас в ней находятся могильные камни.
Возраст Малого минарета такой же, как близстоящего мавзолея, а высота чуть больше 10 метров. Он сохранился почти в том же виде, в каком был построен, и в конце прошлого века был реставрирован. Купив билет за 50 рублей, можно подняться наверх. Надо сказать, что восхождение специфическое — узкая винтовая лестница с крутыми ступеньками. Одна надежда на свою ловкость, так как перил внутри нет. Добравшись до верха, вы получите возможность через единственное окошко обозреть узкий сектор окрестностей, и всё — пустая трата денег.
Рядом с минаретом в 2011 году установили памятник сахибам — проповедникам ислама в Болгаре. На том месте, где стоит памятник, покоится сахиб, который, по легенде, остался в городе, после того, как местные жители приняли мусульманскую веру. На камне изображены посох, перо и чалма. Осмотрев эту площадку, мы прыгнули в музейный автобус и отправились в Малый городок.
Малый городок — пожалуй, наиболее загадочная для учёных территория Болгара. Возможно, это был форт, защищавший самую уязвимую с военной точки зрения часть города. Есть предположение, что это могла быть ханская резиденция. Учёные датируют постройки на этом месте XIII-XIV веками.
Мы увидели реконструкцию двух башен с фрагментами ворот. Неподалёку, как полагают археологи, было компактное поселение армян и греков: в этом месте найдены фундаменты христианских церквей.
Рядом со средневековыми архитектурными объектами — Белая мечеть (Ак-Мэчет). Официально культовое сооружение открыли в 2012 году. На её отделку ушло 1200 тонн мрамора. К мечети примыкает аркада из 88 мраморных колонн. Перед мечетью находятся два водоёма. Считается, что при строительстве Белой мечети за образец были взяты минареты мечети Пророка в Медине.
Рядом с мечетью находится, можно так сказать, сервисный комплекс с кафе и музеем хлеба. Вход на территорию музея-заповедника бесплатный, а за посещение музеев придётся заплатить. Работает «Великий Болгар» ежедневно, с 08:00 до 17:00.
При въезде в Болгар обращает на себя внимание «собрание» храмов. Очень необычное. Рядом с церковью — ещё несколько культовых сооружений. К ним мы и отправились перед возвращением к визит-центру. Как оказалось, главный храм — Свято-Авраамиевская церковь, освящённая в память о мученике Аврааме Болгарском. О святом известно, что он был мусульманином, богатым купцом; принял православие и начал проповедовать веру среди болгар и татар. Соплеменники избили и казнили Авраама. Мученика погребли на православном кладбище, на могиле его начали происходить чудеса, в том числе исцеления. Кроме того, Авраам считается покровителем тех, кто занимается торговлей.
Но деревянная церковь появилась в Болгаре всего несколько десятилетий назад, в 1988-1989 годах. Её перенесли из полузаброшенной деревни Порфировка, где она находилась в запустении. Деревянный храм был возведён в 1895 году. В Болгаре к нему пристроили ещё два боковых помещения из камня, возвели колокольню. Сейчас храм обшит тёсом и выкрашен в голубой цвет.
По инициативе прежнего настоятеля протоиерея Владимира Головина рядом с храмом были установлены макеты нескольких церквей. В них угадываются черты храма Покрова на Нерли, византийских церквей Древней Руси, одного из соборов казанского кремля. С какой целью Владимир Головин установил их здесь — непонятно. Тем не менее, в итоге получился любопытный комплекс, добавляющий изюминку к и без того интересному визиту в Великий Болгар.