Ожерелье сёл Татарстана. Кармалы, Елантово, Каратаевка и Русские Сарсазы

Наши далёкие предки любили строить свои деревни и города в живописных местах. И если в городах эта живописность частично утрачена из-за беспорядочной и высотной застройки, то в деревнях ещё можно насладиться необъятностью и красотой русских просторов. В поисках живописных мест мы проехали по двум районам Татарстана — Чистопольскому и Нижнекамскому — где нашли немало интересного и красивого.

elantovo_magazin_2 karataevka_2 russkie_sarsazy_hram_3
 

Начинаем своё путешествие с села Елантово Нижнекамского района. С татарского языка Елан Тау означает «змеиная гора». Впервые село (называемое также Каменным ключом) упоминается в 1710 году. От той старины глубокой в Елантове ничего не сохранилось. В центре села мы обнаружили несколько явно дореволюционных кирпичных построек — жилые дома, амбар (когда-то служивший магазином). Конечно же, здесь существовала и церковь, но весёлые советские ребята её разломали и выстроили на фундаменте клуб. Потом снесли и его, соорудив новый неподалёку.

elantovo_1 elantovo_2 elantovo_3 elantovo_klubelantovo_magazin_1 elantovo_magazin_3
 

В центре установлен памятник односельчанам, погибшим в годы Гражданской и Великой Отечественной войн. Село — место рождения двух Героев Советского Союза: Григория Абызова и Дмитрия Привалова. Напротив памятника, через реку, переброшен понтонный мост. Перебраться на ту сторону Шешмы можно, но только для фотографирования заката: других достопримечательностей здесь нет.

elantovo_pamyatnik_grajdanskaya_voina elantovo_pamyatnik_vovelantovo_most elantovo_zakat
 

Следующий пункт нашего маршрута — село Кармалы, куда из Елантова можно добраться либо пешком, либо на автомобиле. По пути будут деревня Городище и всё та же незабываемая Шешма. И Городище, и Кармалы были основаны в XVII столетии. Впрочем, в 1960-х годах под берегом Шешмы было обнаружено каменное надгробие с арабской вязью на татарском языке, так что люди здесь жили очень давно. От XIX века в Кармалах, как и в Елантове, осталось несколько жилых домов, а ещё — церковь святого архистратига Михаила. Её построили в 1892-1894 годах из кирпича, который привозили из Чистополя, на деньги прихожан. Придел храма был освящён во имя святых апостолов Петра и Павла.

karmaly_1 karmaly_2 karmaly_3
 

Церковь богатого села коммунисты разграбили в 1939 году: сняли колокола, уничтожили иконы, а храм превратили в зерносклад. Верующие тайком собирались в доме Александры Гарнышевой, периодически их разгоняли милиционеры. В 1989 году церковь вернули Казанской епархии, и первая служба здесь прошла 22 декабря 1990 года. Сейчас храм отреставрирован и выглядит просто замечательно; удивительным образом сохранились его старые ворота в стиле ампир.

karmaly_cerkov_1 karmaly_cerkov_2 karmaly_cerkov_3
 

Через дорогу от Михайловского храма находится памятник кармалинцам, погибшим на фронтах Великой Отечественной. Его открыли в 2005 году по инициативе генерального директора ООО «Химокам» М. А. Демидова. Фон у монумента ужасный (серая стена некрасивого Дома культуры), но сам он выполнен достаточно оригинально.

karmaly_pamyatnik
 

На этом достопримечательности Кармалов заканчиваются, и нам предстоит преодолеть ещё 14 километров, чтобы попасть в деревню Каратаевка Чистопольского района. Как Кармалы и Елантово, она расположена на берегах Шешмы, но не в пример вышеперечисленных живописней. Надо пройти до конца Полевой улицы на склоны реки, чтобы полюбоваться её многочисленными рукавами и запрудами — настоящая дельта, особенно в половодье.

karataevka_1 karataevka_9karataevka_3 karataevka_4
 

Дорога по холмам проходит мимо кладбища. Обычный сельский погост в необычайно живописном месте. Покой и тишина, которую нарушают только щебечущие птицы.

karataevka_5 karataevka_6 karataevka_7 karataevka_8
 

Прогулку по сёлам Татарстана мы заканчиваем в Русских Сарсазах, в 12 километрах от Каратаевки. Это село известно с 1678 года, в разное время называлось Покровским и Чистым Полем по речке Сарысаз. В 1879 году здесь освятили двухпрестольную Покровскую церковь с Ильинским приделом. Её проект подготовили архитекторы Романов и Александров. Деньги на строительство выделили елабужский купец Иван Стахеев (спонсор целых кусков застройки этого города) и прихожане. Внутри хранилась местночтимая икона Божией Матери «Скоропослушница». Над входом в трапезную сохранился образ Ильи-пророка

russkie_sarsazy russkie_sarsazy_hram_1 russkie_sarsazy_hram_2 russkie_sarsazy_hram_4 russkie_sarsazy_hram_5 russkie_sarsassy_ilya_1 russkie_sarsassy_ilya_2
 

Точной информации, когда была закрыта церковь, нет, но сейчас она пребывает, мягко говоря, не в лучшем состоянии. Стёкла в окнах выбиты, решётки кое-где спилены, на крыше растут кусты. Но свод уцелел, как и некоторые росписи внутри, фундамент не треснул — храм ещё можно восстановить. Видимо, иногда здесь проводятся службы: в алтарной части лежат свечи и иконки. Пока нет постоянного прихода, возрождение Покровской церкви остаётся несбыточной мечтой — восстанавливать её, очевидно, не для кого. И некому.

russkie_sarsazy_hram_6 russkie_sarsazy_hram_7 russkie_sarsazy_hram_8 russkie_sarsazy_hram_9

 

Завершилось наше путешествие по сёлам Чистопольского и Нижнекамского районов Полянкой. Точнее, крестом перед этим селом, не видимым из-за зарослей. Уходящая от креста дорога доверия не вызывала, поэтому осталась не исследованной нами.

tatarstan_polyanka_krest_1 tatarstan_polyanka_krest_2