Боголюбский монастырь во Владимирской области считается одним из древнейших в России. По летописным преданиям, он был основан князем Андреем Боголюбским ещё в 1160 году. Боголюбский известен строительством более 30 церквей на Руси, в том числе — знаменитого храма Покрова на Нерли в полутора километрах от Боголюбова. Каменные палаты князя, расположенные на территории обители, являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Монастырь образовался вокруг Рождественского храма: князь велел построить рядом церковь во имя святого мученика Леонтия и поставил над братией игумена Сергия. В 1214 году сюда уехал на покой ростовский епископ Иоанн, принял схиму и скончался. В 1263 году в Боголюбский монастырь привезли тело умершего князя Александра Невского, а потом отправили во Владимир, где похоронили в Рождественском монастыре (почти через 500 лет мощи перенесли в Александро-Невский монастырь в Санкт-Петербурге).
В 1717 году на богомолье в Боголюбскую обитель приезжала Евдокия Лопухина — опальная царица, вызвавшая гнев своего супруга, императора Петра Первого. Этот визит имел печальные последствия: три года спустя из монастыря в Тайную канцелярию в Петербург увезли 18 человек, в том числе игумена Аверкия за якобы «возношение имени Евдокии Феодоровны царицею и за принятие Ея Величества по Царскому достоинству с благовестом и звоном». В застенках чекистов восемнадцатого столетия настоятель провёл целых семь лет, а потом вернулся в монастырь. Кроме Лопухиной, Боголюбово посещало множество знаменитых людей: Андрей Рублёв и Дмитрий Пожарский, патриарх Никон и Пётр Первый, Александр Второй и Николай Второй, и прочие-прочие-прочие.
Главной точкой притяжения в Боголюбском монастыре, несомненно, являются каменные палаты князя Андрея — единственная гражданская постройка домонгольского времени, дошедшая до наших дней. Палаты были частью княжеского замка, который, в свою очередь был вторым центром политической жизни после Владимира. Резиденцию Боголюбского посещали зарубежные послы, князь решал здесь судьбы Владимирской земли. Андрея убили здесь же, в замке, в июне 1174 года в нише под лестничной башней, которая сохранилась и доступ к которой не ограничен.
Через решётку можно посмотреть на место гибели русского князя. Заговорщики, рязанский князь Глеб, монголо-татарские завоеватели разорили замок. Долгое время он считался утраченным, но в 1954 году историк Николай Воронин обнаружил лестничную башню и арочный переход из неё в Рождественский собор. На стенах постройки сохранились маленькие фрагменты росписи.
Вообще строительство резиденции Боголюбского началось в 1157 году, и примерно к этому времени относится возведение собора Рождества Богородицы — центра комплекса. Церковь была богато украшена, в оклады икон инкрустированы жемчуг и драгоценные камни. Судя по макету старого храма, он был похож на Успенский собор во Владимире. Его сооружением занимались мастера из Константинополя, Германии и с Кавказа, более 20 человек создавали резное убранство белокаменных стен.
Но в таком виде Рождественский собор до нас не дошёл, остались только основание и стены, сложенные до половины на прежнем фундаменте. Дело в том, что в конце XVII столетия игумен Ипполит повелел растесать узкие окна, чтобы вставить окна побольше. Это вмешательство в конструкцию уже совсем не молодого храма привело его в негодность, и в 1722 году церковь рухнула. Спустя 34 года её построили вновь, но уже, конечно, не в формах XII века. В конце позапрошлого столетия Рождественский храм расписал крестьянин из Палеха Лев Парилов, взяв за основу фрески Андрея Рублёва из уже упомянутого Успенского собора во Владимире. Полюбоваться стариной можно за отдельную плату, посетив выставку «Город камен именем Боголюбый», которая открыта каждый день с 9-10 до 18-19 часов.
В изменённом виде до нас дошёл и киворий — часовня на месте шатра, где Богородица явилась князю Андрею во время ночной молитвы. Внутри находилась чаша с крестом на дне, из которой Боголюбский давал деньги строителям Рождественского храма. Постройка разрушилась; новую на её месте соорудили в XVII веке.
В 1683 году возле южной стены Боголюбского монастыря возвели Благовещенский трапезный храм на месте древней Леонтьевской церкви, построенной Боголюбским в 1160 году. Храм перестроили в 1804 году, поэтому о первоначальном его облике мы уже не узнаем.
Построил князь Андрей и надвратную церковь, которую разобрали в конце XVIII века. В 1842 году на её месте соорудили колокольню с Успенским храмом на втором ярусе.
19 мая 1855 года в монастыре в торжественной обстановке заложили храм в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Он был построен в память о 700-летии со дня явления Богородицы Андрею Боголюбскому на этом месте. Автором проекта выступил губернский архитектор Я.М. Никифоров, основывавшийся на проектах зодчего Константина Тона. Деньги на строительство выделяли владимирские, ивановские, шуйские, московские купцы. Работы завершились в 1866 году, и храм освятил Феофан Затворник.
1786 годом датирована постройка дома архимандрита, где были обустроены настоятельские покои, кухня и кельи. До конца 1999 года в здании работала местная телефонная станция.
В 1830 году в монастыре построили келейный корпус в два этажа высотой. Внизу располагались кухни, трапезная и 11 братских келий, наверху — 9 келий, казначейские комнаты и приёмный зал. Когда монастырь закрыли, в корпусе разместили среднюю школу; сейчас здесь живут сёстры и вновь организована трапезная.
Ещё один келейный корпус Боголюбского монастыря начали строить во второй половине XVII столетия, а закончили — через сто лет. Наверху была освящена домовая церковь в честь мученики Иустина. В 1883 году её упразднили и заменили покоями для приезжающих архиереев. Советские граждане превратили корпус в общежитие, а потом — в райотдел милиции. Историческая справедливость была восстановлена только в 1999 году: теперь здесь снова живут гости обители.
3 июня 1923 года считается официальной датой закрытия обители. Четыре года спустя здесь открыли приёмник-распределитель беспризорников при отделе просвещения Московско-Курской железной дороги. Зимой 1928-1929 годов с колокольни скинули колокола, а Боголюбский собор превратили в склад зерна. В 1936-1937 годах на территории проводились археологические раскопки, перекопали и уничтожили монастырское кладбище. Во время Великой Отечественной войны на территории обители располагался 17-й запасной (учебный) штурмовой инженерно-сапёрный батальон. Православной церкви монастырские здания вернули только в 1991 году.
В 2008 году здесь восстановили часовню на месте, куда убийцы выбросили тело князя и где оно пролежало три дня. От старой часовни до наших дней дошли только часть стены и фундамент, на основе которых она и была воссоздана.
На территории монастыря разбит сад с фруктовыми деревьями, вишнями, розарием. За его стенами — ещё несколько достопримечательностей. Самая отдалённая из них — церковь Иоакима и Анны, построенная на частные пожертвования в 1857 году. В советское время её превратили в Дом культуры и только в 1990-х годах вернули православным верующим.
По пути от неё к монастырю можно разглядеть древние валы. При князе Андрее и его потомках длина внешнего контура укреплений составляла 2,9 километра. Для своего времени это была очень большая крепость: к примеру, длина валов Переславля-Залесского — 2,5 километра, Юрьева-Польского — 2 километра, Суздаля — 1,4 километра, Ярославля (Рубленого города) — 1 километр.
В Монастырском саду расположен памятник воинам-землякам, погибшим в 1941-1945 годах. Привлекает внимание и деревянная музыкальная школа с нотками на фасаде. За оградой Боголюбского монастыря — красное трёхэтажное здание. Это монастырская гостиница, которая не использовалась по своему назначению после революции и до 2013 года. Теперь здесь вновь принимают паломников. Мимо неё проходят все туристы, приехавшие в Боголюбово, чтобы увидеть шедевр древнерусской архитектуры — храм Покрова на Нерли.