Суздаль маленький, но необъятный. Попытались быстренько пробежаться по одному микрорайону и потерялись на полдня. По площади, казалось бы, эта бывшая Кожевенная слобода невелика, но посмотреть есть что.
Самая большая достопримечательность — Покровский женский монастырь, действующий и, пожалуй, самый ухоженный в городе на сегодняшний день. Казалось, какая невидаль — монастырь в Суздале. В старые добрые времена в городе было 15 (!) обителей. Покровский монастырь не самый древний, но из-за этого не менее интересный. В эту обитель цари-государи ссылали своих опостылевших жён.
Свою историю Покровский девичий монастырь отсчитывает с 1364 года. Обитель была учреждена святым благоверным князем Андреем Константиновичем Суздальско-Нижегородским. Сегодняшний облик монастыря сложился в XVI веке, когда обитель получила большие вклады от великого московского князя Василия III. Именно в это время деревянные храмы перестроили в камне. Монастырь посещали многие русские владыки — Иван Грозный, Фёдор Алексеевич с царевнами Софьей, Марией и Феодосией, Николай II.
Одной из настоятельниц монастыря стала великая княгиня Соломония Сабурова, супруга Василия III. В монастырь она была, вероятно, сослана, так как была бесплодна. В обители она известна как преподобная София. Здесь же приняли постриг и доживали свои дни дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия, вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская. В 1698 году Пётр I заточил в монастырь свою первую супругу Евдокию Лопухину.
При нашествии поляков монастырь уцелел, а вот советский режим не пережил. В 1923 году обитель закрыли; в годы репрессий, в 1937-м, расстреляли настоятельницу игуменью Марию. Сначала советские власти решили разместить на территории музей, но уже в 1931 году передали в распоряжение политизолятора. Здесь разместилась База особого назначения, в «шарашке» занимались разработкой биологического оружия. Учёные Николай Гайский и Борис Эльберт в этой лаборатории впервые в мире создали жидкую вакцину против туляремии. «Шарашка» квартировала здесь до 1936 года.
Позднее в монастырских стенах был размещён детский дом, его сменила воинская часть. После Великой Отечественной войны монастырь включили в число объектов, которые необходимо отреставрировать. После восстановительных работ на территории устроили музейную экспозицию и гостиницу «Покровская». Кстати, деревянные домики, где сейчас живут монахини, это новострой. Когда-то в этих избах были гостиничные номера, а в соборе — концертный зал.
Покровский монастырь стал первой возрождённой обителью в Суздале, с 1992 года здесь женская обитель. Главный храм — Покровский собор — построен в 1510-1518 годах. Он выглядит очень массивным, стоит на высоком цоколе, с трёх сторон окружён двухэтажной открытой галереей, на которую ведут две крытых лестницы. Под зданием — усыпальница, где покоятся настоятельницы, монахини, в том числе ссыльные царицы и великие княгини. Туда можно попасть с экскурсией.
К собору примыкает шатровая колокольня. В ней на первом этаже находится церковь Происхождения честных древ креста, построенная в 1515 году. Собор и колокольню связывает крытая галерея.
Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью также возведены в 1515 году. Удивляют русские мастера, умевшие за короткий срок строить здания, которые за пять с лишним веков не рассыпаются в труху.
Рядом с Покровским собором — Трапезная палата с Зачатьевской церковью. Возведены в 1551 году.
В юго-западной части монастыря сохранилось здание Приказной избы. В его подземелье находится каменный мешок, где содержались узницы.
Через дорогу от монастыря — традиционный для Суздаля комплекс: церковь Петра и Павла (летняя) и Никольская церковь (зимняя). Петропавловская была возведена в 1694 году, Никольская — в 1712-м. Один из приделов храма освящён в честь святого Алексия человека Божьего. По преданию, церковь была построена на средства отставной царицы Евдокии Лопухиной. Алексеевский придел появился в память о её сыне, царевиче Алексее.
Храм Тихвинской иконы Божией Матери (улица Шмидта) стоит на месте древнего Андреевского монастыря, разрушенного во времена польского нашествия. Строительство церкви датируется концом XVII века. Шатровая колокольня храма была уничтожена в 30-е годы прошлого века. Вид у церкви заброшенный, службы в ней не идут.
Ещё один архитектурный ансамбль — Богоявленская церковь (летняя) и храм Рождества Иоанна Предтечи (зимний). Оба храма были приходскими, возвели их жители Кожевенной слободы. Они находятся почти на берегу реки Каменки. После всех красот Суздаля, может быть, и не поражают воображение, но сохраняют исторический ландшафт.
Доминирует над всеми храмами Ильинская церковь на Ивановской горке. В летописях есть сведения, что когда-то на этом небольшом холме было языческое капище. Храм Ильи Пророка был построен в 1744 году. У него тоже была пара — храм Иоанна Богослова — но в 1937 году его взорвали.
В 2010 году прихожане Ильинского храма разбили рядом с ним сад в честь победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Высадили 65 яблонь, каждая из которых является фамильным деревом, в честь ветеранов и Почётных граждан Суздаля.
Все эти храмы стоят вокруг заказника — Ильинского луга. В Суздале 11 лугов, но Ильинский самый большой, занимает более 40 гектаров. Никакой хозяйственной деятельности на нём не ведётся. Как такой лакомый кусок земли в центре туристического города уцелел? Просто чудо. Суздальцы использовали его для покосов и выпаса скота. Во время Великой Отечественной войны здесь проводили учения, и до сих пор можно опознать места, где были вырыты окопы и рвы. Чтобы сохранить произрастающие здесь растения, по Ильинскому лугу следует идти только по специальной тропинке.
Закончился наш обход района за рекой Каменкой у церкви святых благоверных князей Бориса и Глеба. Это уже не Кожевенная слобода, а Борисова сторона. Храм находится неподалёку от Музея деревянного зодчества. Церковь построена в конце XVII века из красного кирпича в стиле московского барокко. В советское время его закрыли и хотели разобрать на стройматериалы, но, видимо, руки не дошли. Потом решили использовать под склад, но и эту идею не реализовали. Много десятилетий храм был заброшен. Сейчас он отремонтирован и передан Русской православной церкви.