Саратовская область до середины прошлого века была известна и как территория немцев Поволжья. Со времён императрицы Екатерины II, пригласившей немцев заселять безлюдные степи нижней Волги, ширилось количество колоний, росло число их обитателей. К моменту депортации в 1941 году поволжских немцев было уже около миллиона. Ранее мы побывали в одной из самых известных немецких колоний — Сарепте, теперь это часть Волгограда.
В Саратовской области одной из самых известных колоний был Бальцер, он же Панцырь, он же Голый Карамыш, нынешний Красноармейск. Туда мы и отправились, чтобы посмотреть — уцелело ли что-то от былых немецких колоний.
Материнская колония Бальцер возникла в 1765 году. В сентябре в местечко на берег реки Голый Карамыш прибыло 11 семей из городов Баден-Баден, Дармштадт, Изенбург, Курпфальц и Швейцарии. Основная часть переселенцев была из одного региона Германии — Изенбург и Курпфальц. Поселение назвали по имени первого старосты, Бальцера Барнули. С таким названием колония была всего три года, затем её переименовали в Голый Карамыш. Красноармейском город стал в 1942 году, когда поволжских немцев уже депортировали, а здесь поселили переселенцев из других областей СССР.
Колонисты за пару веков сумели хорошо адаптироваться на волжских берегах. Благодаря их предприимчивости город стал настоящим промышленным центром. К революции 1917 года в Голом Карамыше насчитывалось 23 сарпинковых и 22 кожевенных предприятия, маслобойный завод, пивоварня, электростанция, действовал торговый дом «Бендер и сыновья». В городе изготавливали конные повозки, чесальные машины, веялки и многое другое.
Что же сегодня осталось от немецкой колонии? Сохранилось и пребывает в неплохом состоянии несколько кирпичных зданий. Узнать их нетрудно — они выстроены в техники кирпичной мозаики. Стены выложены из красного и оранжевого кирпича. Строительные материалы производили здесь же. Кстати, как говорят, секрет раствора, которым скрепляли кирпичи, до сих пор не сумели разгадать. Да и пытались ли?
Немецкие постройки сохранились в центре города и сейчас используются разными учреждениями. Самые грандиозные по местным меркам строения находятся на улице 1 мая и принадлежали они одной семье — особняк Бендера и фабрика Бендера. Предпринимателями были все братья Бендеры — Егор, Яков и Иван.
После революции всё имущество купцов было реквизировано советской властью. В здании фабрики и сейчас располагается трикотажное производство. В жилом доме предпринимателя — центр социальной помощи.
На улице Ленина, 56, в двухэтажном здании немецкой постройки сегодня располагается несколько учреждений, в том числе, редакция районной газеты «Новая жизнь». В 1942 году в этом здании разместили Энгельсское пулемётное училище, которое находилось здесь до 1944 года. Перед зданием в 2014 году установили небольшой памятник в память о курсантах, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Центральная площадь Красноармейска — площадь Победы. На ней — традиционный памятник вождю пролетарской революции. Скульптура Ленина — миниатюра памятника в Саратове на Театральной площади.
На противоположной стороне находится мемориал воинам, погибшим в Великой Отечественной войне, и Вечный огонь. Памятник, автор которого скульптор Шалва Зауташвили, был установлен в 1975 году.
В скверике за монументом — памятники участникам локальных войн и ликвидаторам аварии на Чернобыльской АЭС.
Неподалёку — монумент, который вызывает двойственные чувства. Памятник установили бойцам части особого назначения (ЧОН), погибшим в 1919-1921 годах при подавлении крестьянских бунтов. Монумент расположен над братской могилой, в которой похоронили красноармейцев. По некоторым данным, здесь погребены 30 человек. В 1919 году восстание вспыхнуло в городе Варнбург (сейчас село Привальное). На подавление протеста выступили ЧОНовцы из Бальцера. В городе были сформированы два отряда, которыми командовали братья Михаил и Фёдор Вигандты. В Варнбурге сложили свои головы 19 ЧОНовцев, их погребли в одной могиле на городском кладбище. При подавлении других бунтов также были убитые, их хоронили рядом с погибшими товарищами. По некоторым данным, в могиле лежит сын купца Андрея Бендера, Роберт, который в годы Гражданской войны воевал за красных.
После того, как в 20-е годы прошлого столетия на месте городского кладбища разбили парк, братскую могилу перенесли фактически в центр города. В 1964 году был установлен памятник, автор которого — саратовский скульптор Георгий Эпов. По советской традиции, открытие монумента приурочили к 7 ноября — очередной годовщине Октябрьской революции.
С тыльной части памятника у постамента обнажилась яма, закрытая досками. Не исключено, что это перекрытие братской могилы ЧОНовцев.
Городской парк от монумента в шаговой доступности. В нём детская площадка, несколько тренажёров. Есть и памятники — шесть бюстов Героев Советского Союза, жителей Красноармейского района. Рядом с ними — плоскостной фонтан, почему-то вода в нём зеленоватого цвета. Может, это авторская задумка, или же вода окрасилась из-за неправильной эксплуатации фонтана.
Краеведческий музей в Красноармейске находится на улице Интернациональная, 32. Он сравнительно молодой, был открыт в 1987 году, как общественный музей революционной, боевой и трудовой славы. Через три года стал филиалом Саратовского областного краеведческого музея. В старом немецком доме, построенном в начале XX века, в нескольких залах разместилась традиционная для таких учреждений экспозиция. Есть небольшая витрина с чучелами животных и птиц, обитающих в районе.
В одном зале рассказывается о жизни и быте немецкой колонии Бальцер. Много внимания в музее уделено показу развитию ткацкого производства в городе. Как мы писали выше, в Бальцере было более двух десятков фабрик, на которых производили знаменитую ткань сарпинку.
В другом зале экспонаты рассказывают о событиях военных лет, участии жителей района в боевых действиях и о работе в тылу.
Надо сказать, что экспозиция весьма архаичная, экспонаты находятся в допотопных стеклянных витринах. Музей явно нуждается в хорошей модернизации.
Музей работает ежедневно, кроме понедельника, с 09:00 до 17:00. Билеты стоят очень недорого. Для взрослых — 40 рублей, для детей, студентов, пенсионеров, военнослужащих — 30 рублей. Отдельно взимается плата за фотосъёмку.
Рядом с типовым зданием районного дворца культуры есть небольшая скульптура баяниста. Местные жители рассказали, что это памятник красноармейской знаменитости — основателю и руководителю ансамбля саратовских гармоник «Озорные колокольчики» Владимиру Вейсу. Коллектив можно назвать культурным брендом Красноармейского района. Владимир Вейс организовал его в 1964 году, сейчас дело продолжает его сын Александр. Ансамбль побывал на гастролях во нескольких странах мира — Чехословакии, Мозамбике, ГДР. В 2014 году «Озорные колокольчики» были участниками культурной программы Олимпиады в Сочи. Правда, сейчас памятник слегка облупился и нуждается в реставрации.