В Бахчисарае главная, и на наш взгляд, единственная достопримечательность — Хан-Сарай. А вот в окрестностях города есть ещё чудесные места, и находятся они, как говорится, в шаговой доступности. Речь идёт о Свято-Успенском монастыре и Чуфут-Кале.
Свято-Успенский мужской монастырь, прежде всего, святое место для православных христиан, его ещё называют Крымской Лаврой. Предположительно, монашеская жизнь началась в этих местах в XV веке, точная дата неизвестна. Экскурсовод рассказывала, что первые монахи поселились здесь ещё во времена иконоборчества, спасаясь в крымских пещерах от гонений. В XVIII веке монастырь вновь опустел, когда из Крыма выехали почти все христиане. Кстати, вывозили их централизованно, под руководством генералиссимуса Александра Суворова. Монахи вернулись в обитель в 1850 году. В годы Крымской войны здесь лечили раненых русских солдат, их оперировал известный доктор Николай Пирогов. Тех, кто умер, хоронили на монастырском кладбище.
В монастыре не только кельи вырублены в пещере, но и храмы. До советского периода их было пять. Коммунисты, как и везде по стране, монастырь закрыли. В Великую Отечественную войну здесь был госпиталь, позже психоневрологический интернат. Монастырь был возвращен верующим в 1993 году. Сейчас он активно строится, восстанавливая утраченное и возводя новые здания.
Мы поднялись по лестнице, которую, как говорят, вырубили в скале, у неё 84 ступени. Зашли в один из пещерных храмов: низкие потолки, росписи, небольшой иконостас. Всё строго, аскетично. Не скажешь, что полное погружение в религиозную жизнь христиан XV века, но трепет душевный вызывает. За возможность молиться и сохранять свою веру люди легко жертвовали покоем, уютом, благополучной жизнью.
После осмотра монастыря по дороге, которую можно назвать и тропой, пересекли узкую долинку и начали «восхождение» на горное плато. Как пишут путеводители, Чуфут-Кале находится на высоте чуть более 500 метров над уровнем моря. В Крыму — многовековые культурные наслоения, и Чуфут-Кале не исключение. Когда-то на этом месте был византийский город, название которого в истории не сохранилось. Больше известно о пещерном городе времён крымско-татарского владычества. В XIII-XVI веках в письменных источниках его называют Кырк-Ер или Кырк-Ор.
На склонах горного плата много пещер. Люди там не жили, в этих помещениях держали домашний скот — овец, коз. На другой стороне городища пещеры использовали как оборонительные сооружения и склады для оружия, припасов.
На территорию города мы попали через Южные ворота по узкой дороге, участки которой выложены булыжником. Принято разделять городище на две части — Старый и Новый город. Между ними — Средняя оборонительная стена. Её возвели, предположительно, в VI-VII веках, и она является самым древним сооружением в Чуфут-Кале.
Со времён татарского владения городом в нём осталась в полной сохранности усыпальница Джанике-ханым, дочери хана Токтамыша. Она скончалась в 1437 году. У мавзолея своя история. По одним данным, он был построен в XV веке, сразу после смерти золотоордынской принцессы. По другим, сооружён почти на столетие позднее, по указанию крымского хана Менгли I Герея. Учёные исследовали захоронение под мавзолеем и нашли там разрозненные останки нескольких человек. Считается, что первоначальное захоронение Джанике-ханым не сохранилось. Вокруг мавзолея во времена, когда здесь находилась резиденция крымско-татарских ханов, было кладбище.
Кстати, название города в переводе с крымско-татарского языка означает «еврейская крепость». Последними, кто населял город, были караимы — крымские евреи. Хотя некоторые исследователи называют караимами тех, кто исповедует караизм — религию, близкую к иудаизму. На территории города в хорошем состоянии сохранились две кенасы. По своему внутреннему устройству они, как говорят, похожи на синагоги.
Кроме этих храмов, хорошо сохранилась усадьба караимского историка Авраама Фирковича. Караимы покинули город около ста лет назад.
Когда-то Чуфут-Кале было известным центром ремёсел, здесь даже был свой монетный двор и чеканили деньги. До наших дней дожили лишь руины.