Болдинская осень. У великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина их было три, а у нас пока одна. Осенью мы отправились за вдохновением в одно из самых прекрасных мест России — Большеболдинский район Нижегородской области.
Село Большое Болдино — центр одноимённого Большеболдинского района — находится вдали от основных автомагистралей страны. К бывшей усадьбе Пушкиных ведёт дорога со всеми её российскими недостатками — ухабами и выбоинами — но в целом неплохая, не Касимов. В пяти километрах, не доезжая Большого, расположено село Малое Болдино. У дороги — старинная ветряная мельница, которую построили в XIX веке. Здание признано памятником архитектуры и градостроительства, но это не способствует его сохранению: мельница находится почти в руинированном состоянии. Она стоит в строительных лесах, но никаких видимых работ по реставрации сооружения нет. Говорят, что в этом состоянии мельница находится уже много лет. Мы знаем примеры успешного восстановления мельниц, например, усилиями энтузиастов в селе Лох Новобурасского района Саратовской области. В Нижегородской области таких заинтересованных в сохранении своей истории людей, видимо, нет.
В Большом Болдино же всё в прекрасном состоянии — усадьба, храмы, пруды и мосты. Заметно, что именно музей-заповедник определяет жизнь райцентра. У него очень длинное название — Государственный литературно-мемориальный и природный музей-заповедник А.С.Пушкина «Болдино». Кроме главной усадьбы, к нему ещё относятся роща «Лучинник» и музеи во Львовке.
Однако обо всём по порядку. Наше знакомство с музеем-заповедником началось с Большого Болдино. Пушкины владели этими землями со времён правления Ивана Грозного. Воевода Евстафий Михайлович Пушкин в 1585 году провёл успешные переговоры с польским королем, за что царь вручил ему богатые чернозёмные вотчины, но, правда, во временное пользование. В Смутное время за участие в Нижегородском ополчении, собранном князем Дмитрием Пожарским и гражданином Кузьмой Мининым для изгнания поляков, Иван Фёдорович Пушкин получил болдинские земли в потомственное владение.
Александр Сергеевич в 1830 году приехал в Болдино, чтобы вступить во владение поместьем и получить деньги для приданого своей невесте — Наталье Николаевне Гончаровой. Приехал и застрял на несколько недель из-за эпидемии холеры и устроенного в связи с этим карантина. Поэт оказался, как ныне принято говорить, в самоизоляции, и тут на него снизошло вдохновение: он написал свои лучшие произведения. Так и появилась Болдинская осень — синоним творческого подъёма.
Честно сказать, какой-то особой живописностью эти места не отличаются — холмистая местность с лесами, полями, перелесками. Усадьба — скромный деревянный дом в окружении небольшого парка с прудами, беседками и аллеями. Будем думать, что именно тишина и спокойствие, отсутствие суетливых соседей и спровоцировали поэтическую продуктивность нашего гения.
Пушкин дважды останавливался в 1830 и 1833 годах в господском доме — единственном подлинном из усадебных домов, где жил поэт. Местные крестьяне после революции на сходе решили не грабить и не сжигать его из-за уважения к памяти Пушкина. Это небольшое деревянное одноэтажное здание с мезонином, к которому была пристроена веранда с круглыми белыми колоннами. Считается, что поэт пользовался тремя комнатами в доме — прихожей, зальцем и кабинетом.
Зальце — самая большая комната в доме, здесь принимали гостей. В комнате между двумя печами — диван, кресла и стол. Мебельный гарнитур из красного дерева — «родом» из этой усадьбы. Когда-то набор был продан уроженцу Болдина купцу Вилянову, который перевёз его в Арзамас. Мебель ещё не раз меняла хозяев, но всё же вернулась в усадебный дом.
Интерьер кабинета музейщики восстановили по рисунку поэта, на котором он изобразил своё рабочее место в болдинском доме. Всё тоже лаконично и функционально — рабочий стол, диван, полка для книг.
В музее восстанавливали интерьеры не только по изображениям, но и описи имения 1849 года, в которой был перечень мебели усадебного дома. Часть экспонатов привезли из Кистенёва. Это село принадлежало поэту и было увековечено им в повести «Дубровский»: Кистенёвка была поместьем главного героя произведения.
Перед домом — лиственница, которую, по преданию, сам Александр Сергеевич привёз в усадьбу из поездки по Уралу. Посадить дерево поэту помог дворовый Михей Сивохин. По легенде, Пушкин полил саженец чаркой водки, и вот уже почти 200 лет лиственница украшает усадьбу. Несколько лет назад в дерево ударила молния, верхушка обуглилась, но пушкинская лиственница выжила и растёт.
Рядом с уникальным деревом — памятник поэту работы скульптора Олега Комова, установленный в 1979 году. К скульптуре сидящего на скамейке Александра Сергеевича почти всегда выстраивается очередь из желающих сделать селфи с Пушкиным.
Все остальные постройки усадьбы были восстановлены в конце прошлого века, за исключением вотчинной конторы. В этом здании Пушкин жил в 1834 году, когда в последний раз приехал в Болдино. В деревянном флигеле располагалась контора, в которой управляющий принимал оброк от крепостных крестьян. Когда поэт приезжал в имение, контора располагалась вне усадьбы, у старого пруда ближе к церкви. В 60-е годы XIX века сруб деревянного флигеля разобрали и перенесли на хутор Алексеевский, а в 1911 году вернули в Болдино и собрали на том месте, где он находится и сейчас. После реставрации в здании конторы разместили музейную экспозицию: в одной половине воссоздан интерьер конторы, во второй — жилой комнаты.
От барского дома к вотчинной конторе можно попасть по горбатому мосту над Верхним прудом. Этот водоём был ещё в бытность в имении Пушкина. На берегу пруда в то время росла ветла (специалисты считают, что дереву уже тогда было 50 лет). Время «свалило» дерево, ствол упал на берег пруда, но не сгнил, и от него пошла молодая поросль. Рядом с ветлой — дуб, который начал свой век во времена Александра Сергеевича.
Остальные постройки усадьбы — банька, конюшня с каретником и амбаром, кухня, людская — воссозданы в 90-х годах прошлого века. Восстановлению строений предшествовали археологические раскопки. Новоделы поставили на местах их предшественников. Банька находится на берегу Нижнего пруда. Солнце русской поэзии, как говорят, любил попариться и потом окунуться в прохладный водоём. На берегу Нижнего пруда также расположена и беседка сказок. Считается, что именно в ней Пушкин написал «Сказку о золотом петушке» — единственное произведение из третьей «болдинской осени». Правда, есть ещё версия, что он сочинил поэму в вотчинной избе.
В хозяйственных постройках размещены тематические экспозиции этнографического характера. В баньке — ушаты, корыты, веники, в конюшне — карета, конская упряжь, и так далее.
Дорожка между банькой и кухней ведёт к Буравушкиной горе, где стоит часовня Архангела Михаила. Деревянная церковь на этом месте была ещё в XVII веке; её построили на средства вотчинников Пушкиных, упоминание о храме есть в писцовых книгах за 1621 год. Рядом с церквушкой было кладбище. Храм сгорел; на его месте накануне празднования 200-летия со дня рождения поэта, в 1999 году, возвели часовню Архангела Михаила. Это не действующий храм, в нём музей-заповедник размещает временные экспозиции.
На склоне Буравушкиной горы есть дерновая скамья, на которой, по преданию, любил отдыхать Александр Сергеевич.
В усадебном парке — прекрасный фруктовый сад. Яблони, как говорят, практически каждый год обильно плодоносят.
Неподалёку от усадьбы — дома так называемого «Попова порядка», в которых домах когда-то жили священники, служившие в храме Успения Пресвятой Богородицы. Здания не пережили революционного вихря XX века, все были уничтожены огнём в 1920 году. 79 лет спустя их восстановили по старым фотографиям. Сейчас в одном из них, бывшем доме священников Успенского и Фиалковского, — музей пушкинских сказок.
В Болдине расположены три памятника Пушкину, один, о котором мы уже писали, — напротив усадебного дома. Но самой первой была скульптура, созданная Сергеем Дмитриевичем Меркуровым и установленная в феврале 1941 года. Пожалуй, из всех виденных ранее памятников этот один из самых оригинальных.
Рядом с административным зданием, где продают билеты и сувениры, — третий памятник Пушкину и его няне Арине Родионовне. Женщина никогда не была в Болдино. В селе поэт создал пять из шести сказок, а няня считается тем человеком, который поведал юному барину народные сказания. Памятник поставили в сентябре 2016 года по инициативе писателя-сатирика Михаила Задорнова.
Музей работает во все дни, кроме понедельника, посетителей принимают с 09:00 до 17:00. Погулять по усадьбе можно бесплатно. Тем, кого интересуют музейные экспозиции, предлагается несколько маршрутов. Самый дорогой билет за полную экскурсию по музею-заповеднику стоит 400 рублей, льготные для студентов, пенсионеров, учащихся — 300 рублей.