Пурех. Вотчина Пожарского, конкурент Валдая

Проехать в Нижегородской области мимо населённого пункта с названием Пурех после многочисленных Ивановок, Петровок, Смирновок (при всём к ним уважении), было просто немыслимо. Небольшое исследование в интернете подтвердило — надо обязательно заехать. К тому же, село между городами Чкаловск и Балахна выделялось большим красивым храмом на холме.

pureh_preobrajenskii_monastyr_16pureh_pamyatnik_voinam
 

Заехали и не пожалели. Пурех оказался по сегодняшним меркам крупным селом. По официальным данным, здесь проживает около 1,5 тысяч человек: для сельской местности очень приличное народонаселение. Почему у села такое непривычное название? В XVI веке здесь проживала народность меря. Село славилось местной медовухой, хмельной напиток называли пуре. Населённый пункт, таким образом, стали именовать местом, где варили замечательное горячительное — Пурех.

pureh_1 pureh_pamyatnik_trujenikam_tyla pureh_preobrajenskii_monastyr_4
 

Другим конкурентным преимуществом стало выгодное географическое положение: село находилось на оживлённом тракте из Суздаля в Балахну. Здесь находили приют путники, процветали постоялые дворы и трактиры. А ещё слободка славилась обильной ярмаркой, которая проходила по воскресеньям. По другой версии, село возникло при монастыре и называлось Макарьевская полуслободка, затем Макарий-Пурех, позднее — Пурех. Но не медовухой единой оказался знаменит Пурех. По легенде, именно здесь появился на свет Дмитрий Пожарский (по другой версии — в селе Юрино, которое расположено неподалёку). Князь собрал и возглавил ополчение, которое изгнало польских захватчиков из России в Смутные времена. Точно ли в Пурехе родился будущий герой, неизвестно. Но совершенно точно, что в 1610 году несколько сёл, в том числе и Пурех, стали вотчинами Пожарских. В центре населённого пункта стоит ныне памятник князю-воину.

pureh_pojarskii_1 pureh_pojarskii_3
 

Кстати, после Пожарского и его потомков Пурех перешел во владение Приказа Большого дворца. Императрица Екатерина II пожаловала эти земли сначала Ивану Елагину в награду за участие в заговоре, затем оно досталось её фавориту Александру Дмитриеву-Мамонову, а потом им владели Фонвизины.

pureh_preobrajenskii_monastyr_2 pureh_preobrajenskii_monastyr_3 pureh_preobrajenskii_monastyr_6
 

Дмитрий Пожарский в 1622-1625 годах в своём родовом имении заложил монастырь, который освятили в честь Преображения Господня. История сохранила имя строителя обители — каменных дел подмастерье Филипп Иванов. В монастыре находили приют воины, получившие увечья на войне с поляками. Монастырю князь Пожарский передал реликвию — знамя Нижегородского ополчения 1612 года. Позднее, в 1826 году по просьбе императора Николая I её чуть ли не насильственным путём из храма изъяли и вывезли в Оружейную палату в Москву, где она по сию пору и хранится. Жители сопротивлялись такой экспроприации, и 25 активистов за непокорство отправились в Сибирь, в ссылку. Для храма были изготовлены копии реликвии, но они были утрачены в богоборческие времена. По некоторой информации, храм был очень богат не только церковной утварью. В нём хранилось много старинных книг, в том числе и рукописных. Кроме того, здесь же хранился Животворящий крест, который, по преданию, Пожарский привёз из Соловецкого монастыря. Копия креста хранится в одном из храмов Нижнего Новгорода, оригинал утерян. Судьба других реликвий неизвестна, но уцелел один из колоколов со звонницы. Долгое время он находился в пожарной части Городца и не так давно был передан в тамошний краеведческий музей.

pureh_preobrajenskii_monastyr_10 pureh_preobrajenskii_monastyr_12 pureh_preobrajenskii_monastyr_19
 

Монастырь упразднили ещё в XVII веке, храм стал приходским. Вокруг него, по обычаю, было кладбище, обнесённое оградой. В советские годы храм закрыли и использовали под склад, кладбище сравняли с землёй. Церковную лавку в виде часовни в советское время приспособили под торговлю керосином. Кстати, на этом месте в 1854 году при ремонтных работах и перестройках на территории монастыря была найдена могила воина в полном боевом вооружении. Прах перезахоронили в другом месте, а над прежней могилой поставили часовню. В конце прошлого века храм вернули верующим, восстановительные работы проходят до сих пор.

pureh_preobrajenskii_monastyr_11 pureh_preobrajenskii_monastyr_13 pureh_preobrajenskii_monastyr_18
 

Спасо-Преображенскому храму повезло, его реставрируют, в нём молятся. Соседней — Святодуховской — церкви не повезло. Храм в псевдорусском стиле был построен в 1855 году и в начале 30-х годов прошлого века повторил судьбу сотен тысяч православных святынь. Он был закрыт, использовался под хозяйственные нужды, а потом его просто забросили. В настоящее время храм в плохом состоянии, никаких признаков того, что он может быть возрождён, нет.

pureh_duhovskaya_cerkov_2 pureh_duhovskaya_cerkov_3 pureh_duhovskaya_cerkov_4
 

Оба храма находятся на главной улице села — улице Ленина. На ней привлекла внимание заброшенная усадьба, которая когда-то принадлежала купцу Сафонову. На доме сохранились старые железные ставни и уцелели кирпичные ворота. На здании — вывеска о продаже.

pureh_3 pureh_4 pureh_5
 

Вдоль главной улицы есть ещё несколько старинных построек предположительно XIX столетия, которым нашли применение, ведь дома тогда строили крепкие, на века. Пурех в XIX веке стал одним из ремесленных центров, где изготавливали колокольчики для конской упряжи. Они ценились не ниже валдайских, но этот промысел не пережил закат гужевого транспорта, ремесло угасло, как только в нём отпала надобность. Кроме того, славились местные мастера так называемого щепного промысла. В селе было налажено массовое производство деревянных ложек и веретен.

pureh_6 pureh_7