Говорят, что до революции в Ярославле было 120 церквей, после – осталась половина. В городе не найдёшь ни одного похожего на другой храма. И всё же два из них мы хотим выделить особо. Это церковь Иоанна Предтечи в Толчкове и храм Ильи Пророка в самом центре города — музеи с потрясающими росписями, покрывающими их интерьеры от пола до потолка.
Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
В 1658 году царь Алексей Михайлович (он же Тишайший) разрешил жителям Толчковской слободы построить каменный тёплый храм. Создание Вознесенской церкви с Казанским приделом завершилось к 1665 году. Она не вмещала всех прихожан, и те решили построить ещё больший храм, который бы превосходил другие по декору и размерам. Для строительных работ понадобилось очень много кирпича, и специально для этой цели были созданы заводы в Коровницкой и Толчковой слободах. В результате храм Иоанна Предтечи был освящён в 1687 году. Сторонние мастера для его сооружения не привлекались, поэтому перед нами – чистейший образец ярославского искусства и ярославского чувства прекрасного, без всяких примесей. А ещё – одно из действующих «лиц» 1000-рублёвой купюры.
В 1690 году неподалёку от храма построили 45-метровую барочную колокольню. На колоколитейном заводе Дмитрия Затрапезнова изготовили девять колоколов весом от 3 до 443 пудов; кроме того, на звоннице имелись часы. В конце XVII века церковную территорию опоясала ограда из камня. Её длина превышала 400 метров. В составе ограды были трое Святых врат со фресочными фронтонами.
Календарно роспись храма заняла 13 месяцев (с 5 июня 1694-го по 6 июля 1695 года), а на самом деле – четыре летних месяца, поскольку зимой работы не велись. На южной стене в клейме увековечены 16 ярославских живописцев, во главе с Дмитрием Григорьевым и Фёдором Игнатьевым, которые расписывали церковь Иоанна Предтечи в Толчкове. В 1701 году были завершены работы по сооружению шестиярусного иконостаса, продлившиеся несколько лет. Предполагается, что ими руководил Степан Григорьев Ворона.
В 1902-1906 годах храм подвергся капитальному ремонту и реставрации, деньги на них (64 тысячи рублей) выделило Государственное казначейство. Мастера по камням вынули прежний фундамент церкви и заменили новым – бетонным внутри и кирпичным на цементе снаружи. Мстёрский крестьянин Дикарев очистил и отреставрировал все иконы и стенопись.
Но пришла советская власть, и всё благолепие кончилось. В 1918 году деньги прихода на содержание церкви, школы, богадельни и детских приютов были конфискованы. Четыре года спустя утащили ризы, серебряную и золотую утварь якобы для помощи голодающим. В 1929 году коммунисты отняли у прихожан колокола и увезли их на переплавку, а в 1931-м добились закрытия храма. Пять лет спустя церковь включили в территорию завода «Победа рабочих», складировали в ней зерно, хранили сыпучие красители, кислоту и карбид. Всё это безобразие продолжалось два десятка лет, и его закономерным итогом стала утрата значительной части фресок.
В 1959-м храм Иоанна Предтечи вошёл в состав Ярославо-Ростовского музея-заповедника, но это не означает, что для него настали лучшие времена. Началась реставрация куполов, рабочие разобрали кровлю и на несколько лет оставили здание без покрытия, а потом не нашли ничего умнее, чем положить крышу поверх сугробов на сводах. В результате талая вода уничтожила многие росписи, погибла и знаменитая «София Ярославская». Бедствия продолжались: в 1960-1970-х годах вокруг церкви построили уродливые заводские цеха, которые счастливо существуют здесь и поныне, чем обезобразили вид на храм. Нормальные противоаварийные работы на росписях проводились только в 1990-2000-х годах, а реставрация началась в 2020 году. Сейчас побывать в церкви можно с мая по октябрь, за исключением понедельника, вторника и дождливых дней.
После некраткого исторического экскурса пора, наконец, детально осмотреть шедевр русского зодчества. Во-первых, следует уделить внимание внешнему виду церкви. Кроме притягивающих взгляд изразцов, здесь нужно упомянуть фигурный формованный кирпич на стенах четвёрика, крылец и галерей. Кирпичи разных форм – розетки, дыньки, косички, кокошники, колонки, и так далее, и так далее.
Платим от 0 до 100 рублей и, наконец, заходим внутрь. Кстати, входы тоже оформлены красиво – порталами из расписного лекального кирпича. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове – мировой лидер по числу изображаемых сюжетов, их здесь свыше полутора тысяч. В галерее можно провести долгие минуты, изучая сцены из Ветхого Завета во всех красках. Вдоль стен здесь установлены каменные расписные скамьи.
Стены центрального храма разделены на восемь ярусов. На нижнем ярусе южной и северной стен изображены все православные святые. Другие росписи рассказывают о жизни Иоанна Предтечи, а также посвящены событиям, описанным в Евангелии. Нашлось место и «Песне Песней». На столпах изображены деяния апостолов Иисуса Христа. В общем, те прихожане, кто не умел читать, могли узнать о содержании священных книг прямо со стен.
В алтаре Иоанновского храма – 18 композиций на тему «Толкование литургии». Иконы были подарены прихожанами, но весёлые коммунисты разорили резной золотой иконостас, который теперь смотрит на посетителей музея пустыми глазницами. А вот подаренные благотворителями царские врата придела казанских святителей Гурия и Варсонофия, к счастью, уцелели.
Церковь Ильи Пророка
Перенесёмся – ножками ли, автобусом ли, машиной ли, - в самый центр Ярославля для осмотра другой расписной церкви – храма Ильи Пророка. Он немногим старше предыдущего объекта нашего внимания: был построен в 1647-1650 годах на деньги и на территории усадьбы купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных. Только 30 лет спустя здесь появились росписи, дошедшие до наших дней: это чудо за три летних месяца сотворили 15 живописцев под руководством мастеров из Костромы Силы Савина и Гурия Никитина. Шатровый Ризоположенский придел построили для размещения в нём частицы Ризы Господней, которую Скрипиным в 1650 году подарили царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф.
До революции Ильинский храм спокойно жил и радовал прихожан, но уже в 1930-х здесь открыли областной антирелигиозный музей с маятником Фуко под куполом. Реставрация фресок и всего ансамбля началась в 1950-х годах. Сейчас храм Ильи Пророка открыт ежедневно, за исключением дождливых дней. Он лаконичнее своего младшего собрата, имеет другие архитектурные формы, но тоже выделяется великолепными настенными росписями интерьера, посвящёнными Евангелию, деяниям апостолов, житию пророков Илии и Елисея.
Под куполом церкви – изображение Бога, ярусом ниже – ангелов. В барабане центральной главы костромские живописцы написали апостолов Христа. На сводах изображены главные христианские праздники.
В закомарах церкви изображены события Пасхальной недели, в первом ряду сверху – сцены из Евангелия. На столпах храма «увековечены» мученик Вонифатий и преподобный Иоанникий Великий – соимённые святые купцов Скрипиных.
Фрески писали на сырой штукатурке, первый слой наносили пигментом, разведённым на воде. После высыхания его покрывали кальцийной плёнкой, которая защищала живопись от разрушения. Окончательно её прорабатывали охрой, кобальтом, киноварем, голубцом – красками, разведёнными на яйце или растительном клею, и которые при соприкосновении с известью не меняли свой цвет.
В 1696 году в храме появился золочёный резной иконостас, но, в отличие от церкви в Толчкове, здесь он не пустой. В нём содержатся древнейшие иконы, часть которых приписывается Фёдору Зубову – выдающемуся мастеру XVII столетия.
Ильинский храм был настолько важен для ярославцев, что, когда в конце XVIII века составляли план застройки города, вокруг церкви создали площадь, от которой улицы расходились лучами в разные стороны. Как и исторический центр Ярославля, этот выдающийся памятник русской архитектуры и монументальной живописи, включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.