Кладбище – один из лучших «живых» учебников истории населённого пункта. По датам рождения и смерти, национальности и роду деятельности можно понять, какие люди жили здесь раньше. Даёт такую информацию и Старое кладбище Южно-Сахалинска, в народе называющееся «Осавой», а в документах именуемое кладбищенским комплексом №1.
Сразу оговоримся: имеется в виду, что это старейшее из сохранившихся кладбищ Южно-Сахалинска. Учитывая, что город официально отсчитывает свою историю с 1882 года, где-то имелся и дореволюционный погост, но к нашему времени от него ничего не осталось.
Во времена японского владения Южным Сахалином новые хозяева переименовали деревню Большая Елань в Осава и построили здесь большую лечебницу. Помогали там не всем, поэтому возле больницы постепенно появились захоронения – конечно, на почтительном расстоянии. После ухода японцев с островов деревне вернули старое название, но в народе продолжало ходить выражение «уйти на Осаву» – то есть умереть.
Хоронить здесь продолжали до 1985 года – теперь допускается только подхоронение к родственникам в старые могилы. Кладбище занимает территорию в 16 гектаров, официальный вход расположен на улице Ленина, недалеко от пересечения её с улицей Пуркаева. Есть и другой вход – со стороны областной больницы, но он пролегает через грязь и разбитые дороги, поэтому мы его рекомендовать не спешим.
Кладбище в плохом состоянии. К сожалению, это не редкость для России, и в этом плане нужно бы поучиться у Исландии и Франции. Основные дорожки расчищены, а вот пролезать между могилами нужно в полной лесной экипировке, иначе одними царапинами от колючек не отделаться – можно и распороться об какую-нибудь железяку. Примерно половина здешних могил заброшена: родственники или умерли, или мигрировали на материк.
Похоже, что некоторые советские захоронения сделаны из старых японских. Их можно узнать по не типичным для русской похоронной культуры надгробиям. Их бетон достаточно крепок и вполне может пережить чужеродные элементы, которые с течением времени и в отсутствие ухода отваливаются.
Японских могил немного, но они есть. Корейских зрительно больше. К сожалению, у Осавы нет реестра захоронений, который был бы выложен в открытом доступе (может, он вообще не существует в природе). Корейцы интересно хоронили некоторых своих усопших: сторона надгробия с информацией об умершем повёрнута к ограде, а не наоборот.
Профессия похороненного человека на Осаве обозначается различными способами: рыбки, якоря, лира и нотный стан.
Есть на Осаве и своеобразный «авиационный квартал» – кстати, первый аэродром города был построен в этой же деревне, поэтому носил такое же название. Здесь размещены могилы нескольких экипажей, погибших в авиакатастрофах. В 2021 году одна из них была вновь благоустроена: в ней похоронен экипаж лётчика Владимира Довыденко, чей самолёт с научными работниками разбился в окрестностях Южно-Сахалинска в 1976 году.
Поблизости находится очень интересный мемориал, не похожий на всё окружающее. В 1965 году на месте карафутского кладбища жителей Тоёхары был открыт «Совместный памятник умершим японцам». В 2016 году его дополнили статуей Каннон Мира. Считается, что она символизирует мир между странами и народами как пожелание успокоения душ предков. Эту работу скульптору Кидзан Нагаока заказала инициативная группа при содействии Хоккайдского общества Япония – Россия. Когда мы посетили Осаву, Каннон Мира была укрыта пакетом – возможно, от ворон, которых здесь обитало несметное количество.
На кладбище имеются могилы Героев Советского Союза и Социалистического труда. На выходе – надгробие с необычной фамилией – «Аас». Эстонский подросток Владимир Аас в июне 1941 года отправился по путёвке в «Артек»: через несколько дней началась война, лагерь эвакуировали, и семья ничего не знала о его судьбе, пока не кончились боевые действия. В то же время его мама Юлия Микхелевна, работая в концлагере в Пярну, спасла двух советских военнопленных, которые были на грани смерти – выходила их и прятала у себя на чердаке. В 1970-х годах они нашли свою спасительницу и добились для неё награды на государственном уровне. А Владимир Аас поселился в Южно-Сахалинске, где занял должность военкома.
На входе/выходе из Осавы стоит высокая чёрная стела с иероглифами. Скорее всего, это знак-напоминание о жителях Тоёхары, чьи могилы здесь были, но не сохранились.