На нашей практике не встречались российские областные центры, которые копировали бы архитектуру западноевропейских городов настолько, чтобы формировать из них какие-то целостные участки. В Йошкар-Оле такое практиковали. В городе есть набережные Амстердама и Брюгге. Почему они названы именно так? Сначала мы думали, что это города-побратимы Йошкар-Олы, но нет. В побратимах у марийской столицы Принстон (штат Западная Вирджиния, США), французский Бурж и венгерский Сомбатхей.
Вознесенская набережная огибает Архангельскую слободу и заканчивается памятником Пушкину и Онегину. Его установили в 2011 году. Кто автор, гадать не надо — скульптор Андрей Ковальчук. Кстати, в Йошкар-Оле есть ещё один памятник нашему главному поэту. Он в сквере Пушкина и был установлен в 1980 году. Автор этого творения — скульптор Борис Дюжев.
Напротив памятника Пушкину-Онегину находится здание духовно-просветительского центра, где расположены отделы епархии, православный детский садик, воскресные школы, гуманитарные склады и реабилитационный центр «Добрые зёрнышки». В одной из башен — домовой храм в честь преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны.
После скульптурной композиции начинается набережная Амстердама. И дома здесь также в стиле нидерландской столицы — в них «прописались» ТЮЗ, Союз театральных деятелей, комитет по туризму и другие организации. Украшением набережной стало ещё одно творение Ковальчука — памятник Рембрандту. Открыли его в 2013 году в рамках мероприятия «Большая Волга». Как русская река связана с живописцем — непонятно.
На крыше одного из домов поместили Гамельнского крысолова. Персонаж сказок братьев Гримм, наверное, в амстердамском местечке выглядит уместно.
Набережная Амстердама — небольшое пространство. Завершает его памятник… Гоголю. Не надо искать логику и гадать, кто автор скульптуры (подсказка — Ковальчук). По Гоголевскому пешеходному мосту мы перебрались на другую сторону реки и пошли по набережной, но называется эта часть улицей Эшкинина.
В одном из зданий разместилась республиканская детско-юношеская библиотека имени Колумба. Но не того самого — открывателя Америки — а Валентина Христофоровича Колумба — марийского писателя, поэта, журналиста. Рядом с учреждением культуры находится памятник участнику Отечественной войны 1812 года Александру Андреевичу Келлеру. В Царёвококшайске он был земским исправником. Как он выглядел на самом деле, неизвестно, его прижизненных портретов нет.
Далее на набережной — Спасская башня. Миновав её ворота, можно попасть из «европейской» Йошкар-Олы в советские дни, или же по Театральному мосту в Архангельскую слободу. Башня и похожа на московскую, и отличия имеет. Первоначально её именовали Башней дружбы народов.
Минуем башню и попадаем уже на набережную Брюгге. Не знаем, что ранее было на этом берегу. Сейчас это ряд домов в стиле, напоминающем архитектуру города во Фландрии. Экс-руководителю Марий Эл и инициатору масштабной перестройки центра Йошкар-Олы приписывают такие слова: «В Италии, Фландрии была эпоха Возрождения, у нас — эпоха Воскресения. Йошкар-Ола перестанет быть «медвежьим углом». В новостройках поселили музеи, магазины, рестораны, офисы, различные ведомства и министерства.
Сразу за этим объектом — загс, а напротив него, пожалуй, самая спорная скульптура — принцу Монако и Грейс Келли. По замыслу, они — олицетворение любви, верности и супружеского счастья. Реальная история этой пары оказалось совсем не примерной.
Возле зданий национальной президентской школы искусств и школы-интерната для одарённых детей в 2011 году установили конную статую императрицы Елизаветы Петровны (скульптор —Андрей Ковальчук). Российскую правительницу увековечили за то, что по её указу в Царёвококшайске построили церкви, общественные здания.
Конечным пунктом нашей прогулки стала Патриаршая площадь. Название ей дали, видимо, потому что здесь установлен памятник патриарху Алексию II. Его считают основателем Йошкар-Олинской и Марийской епархии.
Пожалуй, самой интересной получилась скульптурная композиция святым преподобным Петру и Февронии. Фигуры стоят на небольшом возвышении, на корме ладьи. А сама лодка находится в середине фонтанной группы. Рядом часовня в память о покровителях семьи, любви и верности.
На Патриаршей площади два больших здания. Одно напоминает сказочный замок, в нём театр кукол. Второе — итальянское палаццо. В нём с одной стороны супермаркет, а на фасаде с другой стороны — на одном из балконов — динамическая группа «Вход Господень в Иерусалим». Шествия апостолов не дождались, а на строение полюбовались, хоть и выглядит оно каким-то инородным телом на фоне набережной Брюгге.
Можно перейти ещё один пешеходный мост — Воскресенский, вернуться на левый берег Малой Кокшаги, и уже из-за реки полюбоваться на марийскую Фландрию. Как бы кто ни относился к архитектурным экспериментам местных властей, вид открывается всё равно приятный.