Странно, что австрийцы, на первый взгляд, такие чопорные, зажатые, замкнутые, дали миру плеяду гениальных музыкантов. И, видимо, сами этому до сих пор удивляются. Венская опера — одна из главных мировых оперных сцен, и, конечно же, обязательный пункт любого путешественника, побывавшего в столице Австрии. Мимо неё не пройдёшь — здание расположено в центре Вены. И попасть в неё тоже не проблема, как оказалось. Чуть-чуть терпения, чуть-чуть везения, три евро, и вот вы уже в зрительном зале.
Здание Венской государственной оперы начали строить в 1861 году и закончили только через восемь лет. У него очень драматичная судьба. Ни один из архитекторов сооружения не дожил до ее открытия в мае 1869 года. Не выдержав критических замечаний от императора Франца Иосифа, от инфаркта скончался Август Зиккард фон Зиккардсбург и свёл счёты с жизнью Эдвард ван дер Нюлль. Если современникам здание оперы не приглянулось, то музыкантам оно пришлось по душе — в зале прекрасная акустика.
Вот уже полтора века Венская опера — заветная мечта всех исполнителей и почитателей, прежде всего, вокального искусства. Зрительный зал насчитывает более 1300 мест, но приобрести билет не так просто, особенно, если ты не венец. В интернете их раскупают так же молниеносно, как и в кассах. Оставалась надежда на те самые стоячие места, которые начинают распродавать за полтора часа до начала спектакля.
Заметим сразу, у нас это получилось не с первой попытки. Точнее, первую попытку даже не стали предпринимать. К обеду в день премьеры очередь из сидящих на стульчиках и стоящих вдоль фасада здания людей напоминала длинную змейку. Местные отличались основательностью: они сидели, закутанные в тёплые вещи, «снабжённые» книжками и перекусом. Ажиотаж объяснялся тем, что давали премьеру оперы Джузеппе Верди «Травиата», а в одной из главных партий была задействована Анна Нетребко.
Первая мысль — это «перекупы», которые набирают билеты и толкают по повышенным ценам. Оказалось, что показалось. Систему продажи дешёвых билетов здесь выстроили так, что поспекулировать на любви к музыке не получается. Убедились сами.
Через день в опере шёл «Отелло», и желающих попасть уже было не так много. Во всяком случае, стоять пришлось 20-25 минут, и не на улице, а уже в помещении. Очередь к единственной кассе, торгующей местами по 3 евро, двигалась не быстро, но двигалась. Тогда и стало понятно, почему «перекупам» здесь не светит. Очередь постоянно контролируют сотрудники-охранники. Варианты: «за меня тут занимали», «я отходила в туалет» и прочие ими не принимаются. Кроме того, на кассе продают один билет в одни руки, а затем сразу же пропускают в гардероб. Одним словом, австрийцы всё чётко продумали.
Надо сказать, что за трёхгрошовыми (трёхевровыми, конечно) билетами стоят как приезжие, так и местные граждане. Причём, очень много людей очень преклонного возраста, которым, видимо, цены на места в партере или в лоджии не по карману, или они очень экономные.
Стоячие места очень неудобные. Если хочется не только послушать, но и посмотреть, что творится на сцене, надо постараться занять места у стоек. Желающих сделать это хоть отбавляй. Своё преимущественное право утверждают привязанными платками, оставленными сумками и газетами. В общем, за место у стойки идёт активное толкание. Кстати, на свободные места, которых было мало, но они были, контролёры не пускают. Кресла будут пустовать, но сесть на них никто не позволит — персонал за этим следит. Также они не разрешают присесть на лестнице, в момент сгоняют и показывают — вот ваше место за 3 евро, будьте любезны его не покидать. Надо очень сильно любить музыку, чтобы отстоять 3-4 часа на ногах и получить при этом истинное эстетическое удовольствие.
Внутреннее убранство оперы, конечно, впечатляет, оно выполнено в стиле «эклектика». Широкие лестницы, отделанные камнем, скульптуры, барельефы, роспись потолка, старинные фонари. Всё вычурно и великолепно. Правда, кое-где на второстепенных лестницах есть явные следы того, что здание нуждается в ремонте. На стенах и потолке явные следы протечек, отставшей краски и побелки.
В здании довольно много буфетов, так что очередей и толкучки за пирожными, бутербродами, кофе и горячительными напитками здесь нет. Кстати, и гардеробы устроены так же на всех этажах, зрители «растекаются» по ним, избавляясь от одежды именно там, где им и предстоит слушать и смотреть спектакль. Очень удобно и функционально.
Отметим, что после первого действия театр покинуло значительное количество пришедших на оперу «Отелло» зрителей со стоячих мест. Надо сказать, что солисты на этот спектакль подобрались – не блеск. А во-вторых, для многих главным стало побывать в культовом здании мирового оперного искусства, послушать музыку, поглядеть на интерьеры всего за 3 евро и очень удачным способом скоротать вечерок в Вене. 3 евро — цена одной сосиски на улицах австрийской столицы.