Пылающая готика белого цвета: Дуомо в Милане

Милан не так богат на достопримечательности, как Рим, но и в столице моды есть что посмотреть. Больше всего известны Дуомо (кафедральный собор) и роспись «Тайная вечеря» в церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Вторую мы не увидели из-за дефицита билетов, но никто не помешал нам узнать все тайны Дуомо.

duomo_1 duomo_2 duomo_3

 

          Кафедральный собор Милана — это единственный в Европе готический храм, построенный из белого мрамора. Его фасад смотрится фантастически и утром, когда из-за него встаёт солнце, и ночью, когда храм ярко подсвечен. Вход внутрь платный, и мы решили купить билет Duomo Pass. Он продаётся в двух вариантах: А (стоит 16 евро, на крышу поднимают на лифте) и Б (12 евро, на крышу туристы поднимаются самостоятельно). Помимо храма, за эти деньги можно посетить музей Дуомо, археологическую зону и церковь Сен-Готард. Если стоять к фасаду храма лицом, то билетная касса будет справа в отдельном здании, вход через арку. В очереди за билетами мы провели 11 минут, а на осмотр музея и церкви Сен-Готард у нас ушло 40 минут.

duomo_ochered duomo_bilety

 

Музей Дуомо и церковь Сен-Готард

          Церковь Сен-Готард даётся в нагрузку к музею Дуомо, сама по себе она не слишком интересная, и на неё уйдёт 5 минут медленным шагом. Главная её достопримечательность — фреска времён Джотто, плохо сохранившееся изображение Воздвижения креста.

sen_gotard_1 sen_gotard_2

 

Сам музей Дуомо достоин всяческих похвал: на сравнительно небольшом пространстве отражена история сооружения собора. В экспозиции есть старинные скульптуры, которые уже сняли со стен и заменили копиями. Особый интерес вызывают реликварии, Распятие, причастные чаши и поклонные кресты. Интересен и металлический каркас, на котором когда-то была закреплена фигура Девы Марии и установлена на шпиле Дуомо (сейчас там находится её копия). А также скульптурное изображение Бога Отца, которое при реставрации закрыли, и сейчас его можно увидеть только в музее. Реставрация ведётся практически постоянно — Дуомо собор большой, и требуется много времени и средств на поддержание его в должном виде. Поэтому советуем посетить музей Дуомо — будет больше понятно, как формировался храм, как выглядят скульптуры на высоте, которые мы не можем близко рассмотреть. Детали храма здесь становятся более понятными и осязаемыми. На осмотр музея и Сен-Готард ушло 40 минут, которые пролетели незаметно. Стоит отметить, что итальянцы блистательно выполнили подсветку экспонатов: в музее разрешают фотографировать без вспышки, и благодаря светотехнике получаются замечательные фотографии.

muzei_duomo_8 muzei_duomo_7 muzei_duomo_6 muzei_duomo_5 muzei_duomo_4 muzei_duomo_3 muzei_duomo_2 muzei_duomo_1

 

История Дуомо

          На месте этого собора всегда были культовые сооружения, ещё в 8-9 веках. Нынешний Дуомо начали строить в 1386 году, и перед началом работ убрали руины базилики, которая стояла на площади до конца XII века. Архиепископ Антонио де Салуззи выбрал для храма бело-розовый мрамор из пьемонтского карьера Кандолья. Строителями из Ломбардии руководил архитектор Симоне де Орсениго, решивший построить церковь в стиле поздней готики. В проектировании здания участвовали математик Габриэле Сторналоко и инженер Жан Миньо. Быстрому строительству мешали финансовые затруднения. Так, работы над куполом закончились лишь в начале XV века, отделка продолжалась до 1640-х годов, а официальное строительство Дуомо завершилось только в 1965 году. В перерывах между работами под сводами церкви происходили исторические события — например, вступление Наполеона на пост короля Италии 20 мая 1805 года. В настоящее время часть собора опять закрыта лесами, на которых работают реставраторы.

duomo_steny_1duomo_steny_3 duomo_steny_4 duomo_steny_5

 

Внутри храм производит грандиозное впечатление: стрельчатые своды, великолепные витражи, скульптуры. Может быть, он не так насыщен приделами, как Нотр-Дам де Пари, но и ему есть, чем похвалиться. За алтарём расположена копия скульптуры Девы Марии, венчающей шпиль. Есть зоны, куда не пускают туристов — там, где находятся места для людей, приходящих в собор молиться. Эти зоны огорожены, оберегаются, и туда зевакам доступа нет. Зато есть доступ в крипту святого Карла под главным алтарём храма.

duomo_vnutri_1 duomo_vnutri_2 duomo_vnutri_3 duomo_vnutri_4 duomo_vnutri_5 duomo_vnutri_6 duomo_vnutri_7

 

У входа, если спуститься в подвал, вы попадёте в археологическую зону и увидите, с чего начинался Дуомо. На уровне фундамента собора обнаружены останки первых культовых сооружений, в том числе, кое-где сохранилась роспись древних соборов Милана и даже напольная плитка. Вокруг собора обнаружены массовые захоронения местных жителей в гробницах: кладбище здесь существовало очень долго. На осмотр всего храма с археологической зоной у нас ушло 45 минут.

duomo_arheologia_1 duomo_arheologia_2 duomo_arheologia_3 duomo_arheologia_4 duomo_arheologia_5

 

Подъём на крышу Дуомо

Всю грандиозность сооружения можно почувствовать, если подняться на крышу. Сам подъём неутомительный, его можно совершить пешком, на что у нас ушло 4 минуты (до первой террасы) и 1 минута (до второй). По крыше можно пройти и разглядеть контрфорсы, поддерживающие основной объём здания. Восхищают средневековые мастера, которые придумали каждому выступу своё скульптурное изображение, как святых, так и символов христианства, луны и солнца, растительных орнаментов. Старые резчики по камню были просто великолепны. Каждый шпиль увенчан скульптурой, и не только шпиль, но и контрфорсы внизу оформлены фигурами персонажей библейских сюжетов. Преодолев небольшую лестницу, вы попадаете на второй уровень крыши, и эта прогулка не менее великолепная, чем у контрфорсов. Подойдя к краю, можно насладиться прекрасными видами Милана. Конечно, у каждого своё представление о прекрасном, кому-то нравятся только средневековые древности и старые дома, а Милан — город современный. Поэтому с крыши видно, как старую часть города окружают небоскрёбы и новостройки.

duomo_krysha_1 duomo_krysha_2 duomo_krysha_3 duomo_krysha_4 duomo_krysha_5 duomo_krysha_7 duomo_krysha_8duomo_krysha_6

 

А в заключение немного цифр. Высота Дуомо — 106 метров: он ниже собора святого Петра в Ватикане, но выше Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Одновременно внутри могут поместиться 40 тысяч человек. Здание украшают 135 готических шпилей и 3400 статуй. Дуомо открыт для посетителей каждый день с 08:00 до 19:00, подъём наверх — с 09:00 до 19:00. Музей и церковь Сен-Готард работают с 10:00 до 18:00 во все дни, кроме среды. Станция метро Duomo (линии 1 и  3) находится буквально в одном шаге от стен собора.

duomo_metro

duomo_statuya