Кто Сан Марко не видал, тот в Венеции не бывал. Вот все туристы на этот большой клочок островной земли и устремляются. И самая большая проблема — рассмотреть архитектурное великолепие площади сквозь людские толпы. Задачка ещё та, непростая, а, точнее, невыполнимая. Не было ни одного мгновения, когда бы можно было увидеть во всей красе собор или кампанилу. Издержки туристической раскрученности.
Главная площадь Венеции сформировалась ещё в IX веке, название получила в честь собора. Итальянцы известны как собиратели мощей святых и апостолов. В Александрии, где покоились мощи апостола Марка, после завоевания мусульманами сохранность святыни оказалась под угрозой. Венецианские купцы решили вывезти их, спрятали на корабле под тушами свиней в надежде, что мусульмане не станут досматривать тщательно такой груз. Их расчёт оказался верным. Так апостол Марк 31 января 829 года оказался в Венеции и стал её небесным покровителем, сменив святого Феодора.
Для помещения мощей апостола Марка специально построили храм, но до наших дней он не дожил. Тот, что сейчас восхищает туристов, был построен в XI веке. Церковь возвели по образцу константинопольского храма Апостолов. Он католический, но по облику скорее напоминает православные храмы. Строился он в то время, когда обе ветви христианства ещё не так сильно разошлись в архитектурном оформлении.
Часть убранства собора появилась после похода крестоносцев в Константинополь. Считается, что кони на фасаде собора как раз из этого города. Плюс красочные мозаики, каменные резные колонны, скульптуры. Собор по праву считается уникальным образцом стиля «византо-венето».
Недалеко от собора Кампанила — колокольня высотой около 100 метров. Горд рождения этой башни – 1514-й. Кампанила была не только колокольней, но и маяком для входящих в лагуну Венеции кораблей. В 1902 году во время землетрясения башня рухнула, через 10 лет её восстановили.
Ещё две узнаваемые достопримечательности — колонны святого Марка и святого Теодора. Они стоят рядом с собором на небольшой площади, которая выходит на канал Сан Марко. Специалисты считают, что колонны были привезены с территории современной Сирии. Гранитные колонны стали военным трофеем, были доставлены в 1125 году в Венецию. Вес каждой около 100 тонн. Несколько десятилетий венецианцы не знали, что им делать со своей добычей, как установить колонны, но потом нашёлся находчивый человек, который придумал способ установить их в вертикальном положении. За это венецианец получил право устроить здесь место для азартных игр. Долгое время место между колоннами было эшафотом, где казнили преступников. До сих пор суеверные венецианцы стараются не проходить между этими колоннами.
На колонне святого Марка установлена статуя крылатого льва. После завоевания Венеции Наполеон Бонапарт вывез льва в Париж, где его установили у Дома инвалидов. Потом его вернули домой. При реставрации выяснили, что льву уже около 2500 лет.
На колонне святого Теодора, первого небесного покровителя Венеции, установлена мраморная скульптура воина Феодора Тирона. Это копия, оригинал хранится во Дворце дожей.
Дворец дожей (по-итальянски Palazzo Ducale, по-венециански — Pałaso Dogal) — тоже узнаваемый архитектурный шедевр, находится почти вплотную к собору Сан Марко. Дворец в готическом стиле возводили с 1309-го по 1424 годы. В XVI веке здание серьёзно пострадало во время пожара. Его восстановил архитектор Антонио де Понти, автор моста Риальто.
Дворец дожей был главным административным зданием Венеции, здесь заседали Большой совет и сенат, Верховный суд, квартировала тайная полиция. На первом этаже были «офисы» юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Балкон служил праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу. Сейчас во Дворце дожей работает музей.
Ещё одно великолепное здание на площади Сан Марко — Часовая башня или Торре-делл’Оролоджо (Torre dell'orologio). Здание построили в XV веке, за пять веков и башню, и часы неоднократно ремонтировали. На вершине башни — две бронзовые статуи, бьющие в колокол. Статуи пастухов — старика и молодого человека — символизируют скоротечность человеческой жизни. Колокол был отлит в 1497 году. Ниже на голубом фоне с золотыми звёздами снова символ Венеции — статуя крылатого льва с открытой книгой. Под ним — галерея с сидящей статуей Богородицы с Младенцем. Ещё ниже —циферблат с римскими цифрами — 24 часа. И ещё здесь же символы гороскопа. Время показывает золотая часовая стрелка с изображением солнца.
Ну и, по традиции, площадь усыпана магазинами, сувенирными лавками, ресторанами и кафе. Цены общепита на Сан Марко — высокие. Стоит отойти на пару кварталов, и ценник уже более милосердный.