Проспект Ленина в Иванове соединяет площадь Революции с Минеевским мостом и представляет собой скопище достопримечательностей. Кажется, на нём отразились все перипетии нашей страны в ХХ веке. Первый отрезок проспекта — до Почтовой улицы — ярко демонстрирует всё разнообразие архитектурных стилей в том столетии.
Проспект Ленина начинается комплексом небольших зданий рубежа XIX-XX веков, достаточно типичных для городов Центральной России. На их фоне выделяются модерновый магазин братьев Куражевых и 72-квартирный жилой дом работников Новой ивановской мануфактуры, построенный в 1950 году по проекту архитектора Николая Кадникова. Он же стал одним из авторов расположенного по соседству кинотеатра «Центральный», датированного 1932 годом. Искусство здесь больше не живёт, все помещения отданы под торговлю.
На пересечении проспекта и Почтовой улицы ярко выделяется здание Ивановского главного почтамта. Его построили в 1929-1931 годах, перестроили в 1957-м и реконструировали в 2015-2016 годах. Проект здания разработал Георгий Гурьев-Гуревич. Возле центрального входа скромно пристроился «нулевой километр» — верстовой столб, от которого идёт отсчёт расстояний. На другой стороне Почтовой улицы находится Троицкая церковь, которую начали строить в 2000-м, а освятили только в 2018 году.
Никуда ни спрятаться, ни скрыться от огромного здания Ивановского государственного театрального комплекса. Для его строительства в 1931 году снесли Покровский мужской монастырь, на месте которого несколько месяцев спустя начали сооружать «Дворец искусств» по проекту архитектора Александра Власова. Его открыли в 1939 году, и теперь это третий по величине театр в России после новосибирского и ростовского. В ходе реконструкции 1965-1987 годов фасады облицевали армянским туфом и крымским известняком, внутренние помещения увеличили на 15, а на «придворцовой» площади открыли фонтан с подсветкой. Теперь внутри — музыкальный театр, кукольный театр, драматический театр и ночной клуб. Интересно, какая внутри какофония, когда во всех четырёх одновременно идут «представления».
Берег реки Уводь, на котором находится театральный комплекс, застроен молчаливыми зданиями непонятного назначения и привлекательностью не обладает. Гораздо интереснее противоположная сторона, куда можно попасть по пешеходно-велосипедному Банному мосту, открытому в 1953 году. Он приводит нас в парк аттракционов, чей большой сквер раскинулся аж до Театрального моста (автомобильно-пешеходного).
На этом берегу нас поджидают милая жестяная гармонь, памятник революционеру Михаилу Фрунзе и ещё одно огромное здание — но уже цирковое. Ивановский государственный цирк имени В.А. Волжанского был построен в 1978-1983 годах по типовому проекту, так что нечто похожее вы можете увидеть в Рязани, Твери, Кирове и других русских городах.
На другой стороне проспекта Ленина виднеется комплекс старинных промышленных зданий. Это Большая Ивановская мануфактура, пребывающая сейчас в предательском запустении. От её текстильной славы не осталось и следа. Двухэтажным зданиям на красной линии улицы повезло больше — их арендовали коммерсанты.
На пересечении улицы Батурина и проспекта Ленина нас подкараулили целых два музея. Ближайший — Музей промышленности и искусства, он же — Ивановский государственный историко-краеведческий музей имени Д.Г. Бурылина. Его основал, собственно, Дмитрий Геннадьевич Бурылин — меценат, коллекционер, местный фабрикант. В 1914 году для музея построили здание в стиле неоклассицизм по проекту архитектора Трубникова. Бурылин передал сюда собранные им книги, картины, оружие, фарфор, предметы декоративно-прикладного искусства. Меценат хотел, чтобы жители Иваново-Вознесенска прикоснулись к мировой культуре и, кажется, ему это удалось.
Дмитрий Геннадьевич жил в доме напротив, и теперь это тоже музей — но уже ивановского ситца. В модерновом здании, которое придумал архитектор Снурилов, можно ознакомиться с историей текстильного производства от древнейших времён до наших дней. Во дворе бурылинского особняка уцелели хозяйственные постройки, в которых музей устроил фондохранилище и библиотеку.
Памятник меценату Бурылину находится буквально в минуте ходьбы от Музея ивановского ситца. Позади него — Литературный сквер с бюстами поэтов-ивановцев Николая Майорова, Алексея Лебедева и Михаила Дудина, участников Великой Отечественной войны.
Ещё один квартал вверх — и перед нами третий музей проспекта Ленина, на этот раз художественный. Его первая экспозиция открылась в Драмтеатре в апреле 1960 года. Восемь лет спустя музей переехал в бывшее Реальное училище, построенное в 1883-1886 годах в стиле эклектика по проекту архитектора Сикорского из Шуи. С идеей открытия училища выступил купец Гарелин, а помогали в реализации его планов другие ивановские богатеи и, конечно же, вездесущий Бурылин.
Любуемся скульптурами в саду музея, доходим по проспекту до пересечения с улицей Громобоя и сворачиваем направо. Здесь нас ждёт «Дом-подкова» — жилое здание полукруглой формы, построенное в 1932-1934 годах по проекту архитектора А.И. Панова. Здесь в своё время селились сотрудники Объединённого государственного политического управления при Совете народных комиссаров СССР, НКВД, КГБ и прочие жуткие люди.
По возвращении обратно на проспект Ленина нас ждёт площадь опять же Ленина с памятником — кому бы, вы думаете? Правильно, Ленину! — в которой нет ничего любопытного. Всё это видено уже сто раз, поэтому никакого интереса не пробуждает.
Наша экскурсия завершается у Дома-корабля. Этот яркий и большой образец конструктивизма построили по проекту архитектора Фридмана в 1929-1930 годах для жилищно-строительного кооперативного товарищества «Второй рабочий посёлок». В сквере перед ним из самой земли вырастают пальцы, бережно охраняющие деревце. Не лишён затейливости и дом №53 на проспекте Ленина — Школа имени Х-летия Октября (теперь гимназия №32), выстроенная в 1927-1928 годах и прозванная «Домом-птицей».