Сейчас Плёс в Ивановской области прежде всего известен благодаря Исааку Левитану. Великий пейзажист много здесь работал и создал невероятно поэтичные картины, изображающие этот городок. Но и до приезда Исаака Ильича у Плёса была долгая и насыщенная история, изучать которую — одно удовольствие. Благо, на улицах сохранилось множество свидетельств старины глубокой.
За два часа ПАЗик привёз нас из Иванова в Плёс по неважнецкой дороге — асфальтирована она была только возле, собственно, Плёса. Город небольшой, поэтому у автобуса здесь лишь одна остановка — на автостанции. В её маленьком помещении продают билеты, но только за наличные. В кассе пассажирам при запросе выдают ключ от туалета — не самого приятного на свете, но мы видали и хуже.
Выходящих на автостанции людей встречают сразу две старинные церкви — Введенская и Троицкая. У них одна ограда и один оттенок на двоих, а место, где они располагаются, зовётся Троицкой слободой. В XIX веке деревянные храмы перестроили в камне и освятили в честь тех же праздников. При этом зимнюю Введенскую церковь относят к позднему классицизму, а летнюю Троицкую — к барокко. Утверждается, что несколько лет назад оба храма были отреставрированы, но сейчас Введенский находится не в лучшем виде. На территории комплекса уцелело несколько старинных могил.
Сверившись с планом Плёса, установленным перед храмовым ансамблем, мы устремились навстречу приключениям. Они ждали нас буквально за поворотом в виде Соборной горы. Когда-то именно она дала начало городу: в середине XII столетия здесь было основано поселение со стеной. Это была пограничная крепость Владимиро-Суздальского княжества, отлично расположенная и хорошо защищённая. Но всё это не спасло форпост от уничтожения татаро-монголами в 1238 году. В 1410 году здесь построили новую крепость, которую через 19 лет опять сожгли татары — но уже казанские. Её частично восстановили, но от врагов она уже особо не защищала, и к середине XVII века исчезла вовсе. С южной стороны Соборной горы сохранились вал и ров 1410 года: они никак не обозначены, но не трудно догадаться, где они находятся.
На возвышении расположен один из самых старых храмов города — собор Успения Пресвятой Богородицы. Его построили в 1699 году на месте аналогичного деревянного в стиле «провинциального варианта московского барокко». Исаак Ильич запомнил эту церковь и изобразил её на своих картинах «Вечерний звон» и «Тихая обитель», несколько интерпретировав образ. Шатровая колокольня относится уже к концу XVIII века.
В 1828 году возле зимнего Успенского был построен летний Казанский храм. До наших дней он не дожил, и сейчас на его месте возвышается поклонный крест.
На Соборной горе устроены две смотровые площадки, с которых открывается замечательный вид на основную часть города, а также на поселения на том берегу Волги. Здесь же установлен памятник князю Василию Первому, который, собственно, и распорядился построить заставу на Соборной горе. В 1910 году местные купцы увековечили государственного деятеля, обелиск с бюстом создал скульптор С.С. Алёшин.
Некоторое представление о прошлом Плёса даёт расположенный в трёх шагах от памятника музей «Древний Плёс и Ивановская земля» (открыт с 10:00 до 17:30 во все дни, кроме понедельника и третьего вторника месяца). В нескольких залах выставлены находки из археологических раскопок, бюст Василия Первого работы того же Алёшина, культовый камень смутной датировки и смущающей формы. Остальные экспонаты, к сожалению, новоделы, — хорошо ещё, что музейные работники честно об этом пишут. Немножко огорчившись от такой «скупости», мы с облегчением покинули «Древний Плёс и Ивановскую землю», чтобы продолжить изучать гостеприимный волжский городок.