Волжская набережная в Плёсе — это Советская улица. Наша прогулка по ней была ограничена двумя скульптурами — кошки и то ли дачницы, то ли художницы, то ли вообще Софьи Кувшинниковой — боевой подруги пейзажиста Левитана. Кошка появилась на набережной в 2008 году, её создал скульптор Олег Илларионов. Он дружит с семьёй художника Виталия Панченко, где и жила прообраз скульптуры — кошка Муха. Она погибла в неравной схватке с дворовой шавкой, защищая своих детей. Теперь Муха воспринимается как памятник погибшим питомцам, оставившим своих хозяев тосковать в этом жестоком мире. Вокруг скульптуры постоянно тусуются кошки живые и тёплые, самых разных расцветок и размеров. В основном они дичатся человека, но несколько звёздочек активно знакомятся и лезут на руки.
На Советской улице в ряд выстроилось много старинных зданий, выходящих фасадами на Волгу. Это дом Шемякиных, дом Смирновых, дом Аверина и ряд других построек XIX-XX веков. Какие-то из них являются жилыми, какие-то арендуются предпринимателями и чиновниками.
От одного из таких домов вглубь квартала уходит Калашная улица, выводящая нас на Торговую площадь. Она вымощена булыжником и обстроена деревянными рядами со всяческой снедью и сувенирами. Немного покружившись здесь, мы вернулись к изучению Советской улицы.
Здание с надписью «Плёсский яхт-клубъ» увешано досками, вещающими о том, что через Плёс проезжали Афанасий Никитин, полярники и Дмитрий Медведев. Более чем странная компания.
По соседству расположены туристический информационный центр и Дачный театр имени Шаляпина, но нужды заходить ни в тот, ни в другой, не было. 21 мая 2017 года на Советской улице заложили камень в основание будущего памятника Фёдору Ивановичу, но когда он здесь появится — неизвестно.
Прогулка по Советской улице, вдоль рыбных ларьков и бани, приводит нас к памятнику и музею Левитана, которые достойны отдельного поста. Здесь Советская становится Луначарского, а мы поднимаемся перпендикулярно вверх — по Никольской улице.
Слева мы видим Никольскую же часовню, построенную в 1892 году в форме восьмигранника. По обеим сторонам улицы — старинные здания с арт-галереями и памятниками городовому и Вячеславу Фёдорову — участнику Великой Отечественной войны, художнику.
Извилистая улица Кирова вывела нас к Варваринской церкви, чья колокольня — самая высокая в Плёсе. Храм был построен 1821 году на месте аналогичного деревянного. В весёлые советские времена в здании работали столярная мастерская и металлообрабатывающий цех. Реставрацию здесь провели в 1980-х годах, и теперь Варваринская церковь является действующей. Исаак Ильич нарисовал её на картине «Вечер. Золотой Плёс».
Небольшой переулок привёл нас от храма святой Варвары к конечной точке маршрута. Скульптура «Дачница» появилась на берегу Волги в 2010 году стараниями арт-группы «Кредо». Художники преподнесли её в дар городу, отметившему свой 600-летний юбилей. Перед барышней — пустой мольберт, служащий отличной рамкой для фотографий: можно поймать в него теплоход, или осетра, или вертолёт третьего президента России.
Наша прогулка завершилась в Музее пейзажа, перед которым и расселась неизвестная дачница. Его открыли в 1997 году в одном из самых старых зданий Плёса (доме Грошева, который тоже можно разглядеть на картине Левитана «Вечер. Золотой Плёс»). Музей работает с 10:00 до 17:30 (зимой) и до 18:00 (летом) во все дни, кроме понедельника и первого вторника каждого месяца. Здесь выставлены работы Шишкина, Поленова, Саврасова, Клодта и многих других художников. А вот Левитана нет. Его работы выставлены в доме-музее, который и стал главной целью нашей поездки.