Первоначально поход в национальный японский театр Кабуки не планировался. Местоположение, репертуар и стоимость билетов не интересовали. Но во время похода вокруг императорского дворца случайно был обнаружен театр Кабуки. Пройти не получилось. Так у обычной экскурсии появилась культурная составляющая.
Признаемся, все познания в японском языке — аригато, саёнара, каничива, сумо, самурай, сепука и ещё с пяток слов, и всё. Театр — не музыкальный, а драматический, в котором слово — это главное. Было понятно, что то, что говорится со сцены — будет непонятно. Но любопытство взяло верх: захотелось посмотреть, что же это такое — театр Кабуки?
В России театр, как говорят, начинается с вешалки. Чтобы попасть в японский храм искусства, сначала надо было купить билет. В кассе очень любезная женщина, быстро сообразив, что на японском изъясниться не получится, перешла на графическое общение. Сначала она ткнула в план зрительного зала и написала, сколько стоит место в партере. Свободных кресел было немного, и билет стоил 8 тысяч йен. К таким тратам готовности не было. Кассирша терпеливо указывала свободные места всё дальше от сцены, они дешевели. Самым бюджетным вариантом оказался вариант на балконе — это был 9-й ряд. Билет стоил 2600 йен.
Внутреннее устройство театра очень схоже с нашим — тоже просторное фойе, но устланное ковром с мягким ворсом, в котором нога просто утопает. Кстати, в национальный театр очень многие японцы предпочитают ходить в национальных костюмах — кимоно. На этом фоне любой не японец становится объектом пристального внимания персонала. Сначала одна девушка-контролёр провела до купленного места на балконе. Затем пришла вторая, провела инструктаж и вручила буклет. На английском языке она объяснила, что нельзя выходить во время представления, надо отключить телефон, снять с головы шляпу, нельзя фотографировать и снимать на видео представление.
И вот, наконец, открыли занавес и начался спектакль. Название его неизвестно и по сию пору, ибо программка была исключительно на родном языке Страны восходящего солнца. Напомним, японский язык нам даже не двоюродный, но, кажется, содержание сцен было понятным. Группа бедняков пришла к воротам дома состоятельного человека и стала жаловаться и настойчиво просить о чём-то. Можно предположить — сетовали на неурожай и просили отсрочку по уплате налогов. Их обругали, поколотили и прогнали. И вот один из них — самый смелый — встал на тропу войны с узурпаторами. Правильна ли эта догадка, неизвестно, да и неважно. Представление было интересным, динамичным. Любопытно было рассматривать актёров со знаменитым гримом кумадори. На лицо сначала накладывают грим белого цвета, затем наносятся полосы другой расцветки. Каждый цвет характеризует персонажей. Красный — смелость, храбрость, справедливость, а фиолетовый — испуг, страх, злобу.
Спектакли в Кабуки могут продолжаться и по четыре часа, но представление делится на несколько отделений, а они непродолжительные – 25-30 минут. В перерыве зрители выходят в фойе. Одни занимают места в кафе, другие устраиваются на лавочках, достают принесённую с собой еду и устраивают перекус. А те, кто не трапезничает, выглядят белыми воронами.
В антракте удалось прогуляться по театру. В принципе, внутреннее убранство традиционное — на стенах портреты актёров разных лет, в витринах — костюмы легендарных исполнителей.
Кстати, ещё один театр Кабуки в Токио есть и на самой известной японской улице Гинза. Может случиться ещё раз попасть в Японию, тогда уже будет запланирован полноценный поход в театр — на весь спектакль и с запасом еды.