На южном Сахалине до сих пор сохранилась масса мест, где остались следы периода Карафуто — так называлась эта часть острова при японцах (в 1905-1945 годах). Одним из них является село Озёрское в Корсаковском районе. Во времена японцев оно называлось Нагахама, а сейчас является весьма популярным местом среди туристов, которые останавливаются здесь на пути на маяк Анива и мыс Евстафия с Бирюзовыми озёрами.
На небольшой стоянке установлены бесплатный туалет, информационные щиты и беседки, а также есть продуктовый магазин. Сюда несколько раз в день приезжают автобусы из Корсакова, а мы добрались на автомобиле.
Коренными жителями южного Сахалина являлись айны, поэтому логично, что первое поселение на этом месте основали именно они, и называлось оно Чиписани (Чеписань). В 1869 году здесь был основан Чибисанский военный пост: никакое вмешательство местным жителям не грозило, а созданием поселений русские обозначали территорию, которую считали своей. После Второй мировой войны, в 1947 году, Нагахаму переименовали в Озёрский, потому что поблизости находятся Малое и Большое Чибисанские озёра. Село зажато между ними и щедрым заливом Анива. В советское время здесь работал рыболовецкий колхоз имени Кирова, который сейчас принадлежит группе компаний «Гидрострой», сколотившей своё состояние на Итурупе. Въезд в село со стороны Корсакова раньше предваряла отличная мозаика, но к лету 2024 году она, к сожалению, исчезла.
С туристической площадки Озёрского мы спустились вниз и прошли около четырёх минут. Возле прихода церкви Владимирской иконы Божией Матери — руины храма Нагахама Дзиндзя, основанного в 1923 году. Как и в Невельске, православный храм соседствует с синтоистским. Раньше в этом здании был детский сад, и именно по нему надо искать церковь на Яндекс-картах, не по приходу.
Руины Нагахама Дзиндзя представляют собой валун тюконхи и камень с иероглифами. Считается, что этот храм был посвящён богине земледелия Инари-но Ками. На четырёхметровом валуне выбиты иероглифы «тю», «кон», «хи» — то есть памятник показавшим верность. На камне с иероглифами, который раньше стоял вертикально, а теперь валяется в кустах, имеется надпись «Кавамура Когеаки, генерал сухопутных войск Японии, начертал эти слова». В 1950-х годах храм был разрушен.
Путь от Нагахама Дзиндзя к озёрам идёт через заросший стадион. Очевидно, в советское время здесь играли в футбол и занимались прочими видами спорта. Слева — вполне себе действующий «Водоканал».
На берегу Малого Чибисанского озера расположен прокат сапбордов. Многие приезжают сюда со своими, надувают их и рассекают по озёрам. Из Малого Чибисанского по протоке можно пройти в Большое Чибисанское.
Возвращаемся от озёр на Центральную улицу, где сосредоточились немногочисленные достопримечательности села. 11 сентября 2020 года здесь открыли памятник участникам Второй мировой войны, которые жили в Озёрском и прилегающих населённых пунктах в советское время.
Чуть подальше расположен памятник Сергею Мироновичу Кирову — партийному функционеру 1930-х годов, чьё убийство стало формальным поводом для развязывания массовых репрессий в Советском Союзе. В его честь был назван посёлкообразующий рыболовецкий колхоз, поэтому его нахождение здесь логично. Похоже, это один из малочисленных памятников Кирову на Дальнем Востоке — мы видели на этой территории только один, в Комсомольске-на-Амуре.
За спиной Кирова — бывший дом культуры «Мечта». В советское время он принадлежал рыболовецкому колхозу и был украшен замечательной мозаикой. В наши дни она либо уничтожена, либо завешена. В здании расположена сельская библиотека.
Фото из Государственного исторического архива Сахалинской области
Осмотр Озёрского мы завершили на берегу моря. На горизонте видны постройки рыбодобывающего предприятия; говорят, что на его территории есть ещё одна мозаика и японский порт-ковш, но вход туда простым смертным закрыт. На озёрском побережье можно заняться типичным сахалинским хобби — прочёсыванием берега на предмет обнаружения обломков посуды Карафуто и интересных ракушек.