Летний сад врывается в тело Санкт-Петербурга большим зелёным лёгким. Как и многое хорошее в северной столице, он был основан Петром Первым ещё в 1704 году. Очевидно, что император хотел иметь в лучшем городе России место для отдыха, не имевшее аналогов в стране. За несколько лет сложилась планировка Летнего сада, сохранившаяся до сих пор. От Невы к Михайловскому замку идут зелёные аллеи, параллельные Фонтанке и Лебяжьей канавке.
Вообще в Летнем саду много воды, и с нею мы сталкиваемся почти на входе с набережной Мойки. Карпиев пруд старше многих зданий в городе — его создали в 1714-1716 годах. Из цепочки каскадов — Форелиев, Мельничный, Цветочный — уцелел только Карпиев пруд. В 1839 году на одном из его берегов поставили порфировую вазу. Самые удачливые могут увидеть лебедей на глади водоёма.
Изящные аллеи ведут нас от Карпиева пруда к самой «заселённой» части Летнего сада, и первое здание на нашем пути — Малая оранжерея. Оригинальная постройка была возведена в 1738 году, но до наших дней не дошла, и была воссоздана в 2010-2011 годах по историческим документам. Здесь в холодное время года хранили экзотические растения, которые летом выставляли в боскетах «Зелёные кабинеты», на аллеях и площадях Летнего сада. За оранжереей можно осмотреть «Красный сад» с популярными три столетия назад овощами и пряностями.
Вдоль Фонтанки по Хозяйственной аллее выходим к Кофейному домику. Он появился в 1826 году в результате перестройки грота Петровских времён. Грот получил серьёзные повреждения в 1777 году, его восстановлением занялся знаменитый зодчий Карл Росси. Автором лепного фриза, гирлянд, венков, масок на фасадах стал скульптор В.И. Демут-Малиновский. Как и раньше, здесь продают сладости и угощают напитками (конечно же, не бесплатно).
На всём пространстве Летнего сада от аллеи Росси до Невской аллеи — итальянские мраморные скульптуры из собрания Петра Первого. Они изображают различные античные сюжеты, древних философов, времена года и части суток. Есть всякие аллегории — истины, милосердия, мореплавания, изобилия…
Одной из доминант Летнего сада является Летний же дворец Петра Первого. Его построили по проекту зодчего Доменико Трезини в 1711-1712 годах, фасады и интерьеры оформляли западноевропейские скульпторы Жан-Батист-Александр Леблон, Георг-Иоганн Маттарнови, Андреас Шлютер. Здесь сохранились «внутренности» петровского образца: дворцу чудесным образом удалось избежать перестроек планировки и внешнего облика. Пётр Первый торжественно вселился сюда 17 апреля 1712 года, а через некоторое время здесь причалили английские и голландские торговые суда. В 1925 году бывший дворец был передан Государственному Русскому музею, частью которого является до сих пор. В 2015-2017 годах здание было отреставрировано, и теперь посетители могут насладиться атмосферой царских покоев начала XVIII столетия.
Все имеющиеся сейчас фонтаны были восстановлены по чертежам Летнего сада петровских времён. По одной из версий, фонтан «Пирамида» в точности повторяет своего «собрата» из Петергофа. Был реконструирован и милый фонтан у Малой оранжереи. Коронный фонтан получил своё название по форме струй.
Характерной особенностью Летнего сада являются боскеты — участки, ограниченные зелёными стенами-шпалерами. Внутри каждого боскета было что-то занимательное — пруд, голубятня, фонтаны, скульптуры.
В Летнем саду прекрасно всё — и даже решётка, «лучшая в мире из оград». Сделать её придумала Екатерина Вторая, а её мечты воплотили в жизнь архитекторы Юрий Фельтен и Пётр Егоров. 36 колонн сделали из розового карельского гранита, добытого в каменоломнях под Выборгом. Металлическое великолепие мастера ковали вручную. Практически в любой точке на границе Летнего сада можно наблюдать прекрасные закаты — и уже даже не важно, каким будет фон.