Поездка по Новобурасскому району в поисках архитектурных и природных сокровищ завершилась посещением двух сёл — Лох и Гремячка. В Саратовской области село Лох в особой рекламе не нуждается. Уже много лет этот населённый пункт известен несколькими достопримечательностями — пещерой Кудеяра, мельницей, старинным храмом — но отыскались ещё и другие достопримечательности. Так что можно назвать Лох интересным туристическим центром с неплохими перспективами.
Слобода была основана в конце XVII века как укреплённое поселение для защиты от разбойников. Вокруг названия села до сих пор нет единого мнения. Одни полагают, что так его назвали из-за обилия растущего рядом кустарника — лоха. Другие считают, что поселение получило название от форели, которая в изобилии водилась в реке Соколка. Третья версия: своё название Лох получил с лёгкой руки немецких поселенцев-арендаторов мельниц, которые называли село «ямой» и «дырой». По иронии судьбы, именно рядом с Лохом, по легенде, когда-то обитал известный разбойник Кудеяр. Мифические клады злоумышленника до сих пор будоражат воображение особенно впечатлительных граждан. Но, увы, сокровищ либо не было и в помине, либо Кудеяр их спрятал где-то в другом месте. Во всяком случае, никто до сей поры не похвастался тем, что откопал «заначку» разбойника.
Пещера Кудеяра — одна из самых старых и известных достопримечательностей Лоха. В селе установлены указатели, и, ориентируясь на них, можно легко добраться до всех интересных мест. Интересно, что практически все они находятся в одной стороне.
В центре села, у магазина «Нижний» — мемориал воинам-сельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне, братская могила жертв Гражданской войны, а также памятник местному уроженцу, Герою Советского Союза Василию Ивановичу Загородневу, погибшему при освобождении Брестской крепости в 1944 году.
Чуть выше — храм во имя Архистратига Михаила. Церковь была построена на пожертвования прихожан в 1872 году. В конце XIX века в селе проживало около пяти тысяч православных христиан. В советские годы церковь была закрыта, с неё сняли кресты и колокола, приспособили под зернохранилище. Со временем обрушилась кровля. Казалось, храм ждёт участь сотен таких же культовых сооружений. Но несколько лет назад в Лох приехали волонтёры, которые пытаются сохранить Михайловскую церковь. Они расчистили помещение от мусора и хлама и даже собрали средства, чтобы соорудить временную кровлю.
В церкви частично сохранилась настенная роспись. Конечно, в сегодняшнем Лохе не осталось и десятой части от того количества верующих, которые жили в селе в годы строительства храма. Но очень бы хотелось, чтобы эта церковь сохранилась и не разделила участь сотен таких же бывших в советские годы зернохранилищ.
Затем мы направились, свернув налево, по улице Никифорова. Проезжая часть здесь убитая, со множеством глубоких ям и луж. Главной целью нашего путешествия была знаменитая водяная мельница на реке Соколка. В отличие от аналогичного объекта в селе Малые Озерки, лоховской мельнице повезло. У неё оказались хорошие «пропагандисты» — семья Кислиных, привлёкшая волонтеров и внимание к мельнице в соцсетях. Затем и власти подключились к процессу — помогли с ремонтом и устроили в мельнице музей. Кстати, рядом с объектом расположена автомобильная парковка. Это замечательно, если бы ещё и дорога к ней была более-менее сносной.
Мельница в Лохе была построена, по некоторым данным, в середине XIX века. Её эксплуатировали практически до 1990 года, а затем забросили. По некоторой информации, при ремонтных работах планировали восстановить работу мельницы в полном объёме, как на ветряной мельнице в Питерском районе, но не получилось.
Сейчас на мельнице показывают, как вода подаётся по лотку и вращает колесо, зерно здесь уже не мелют. В трёхэтажном деревянном здании разместили оборудование мельницы, предметы деревенского быта. Билет стоит 50 рублей (без экскурсии), с экскурсией — 100 рублей. На мельницу можно попасть ежедневно с 09:00 до 17:00.
Рядом с мельницей установили русскую печь, тандыр и место для трапезы. Столовая под открытым небом обойдётся арендатору в 500 рублей.
Перейдя Соколку, мы отправились по тропинке к Кудеяровой горе. Про разбойника, чьим именем она названа, упоминается выше. Затем добрались до Симова родника. Вода в нём на вкус специфическая, железистая. Рядом с родником устроена площадка, на которой ставят палатки, а рядом паркуют машины. В общем, импровизированный кемпинг. Здесь же работает киоск с лоховскими сувенирами.
На обратном пути зашли в частный музей — «Сад неправЕльных скульптур». Его творец — Юрий Карамзин по прозвищу «испанец»: несколько лет мужчина жил и работал на Пиренейском полуострове. Кроме того, что он ваятель, Юрий Карамзин — владелец небольшого стада альпийских коз, из молока которых он готовит сыры и йогурты. Купить их непросто, продукция разлетается мгновенно, пользуется супер-спросом у туристов. «Всё, что неделю готовлю, раскупают за пятницу-субботу», — поведал он. Ещё на подворье Карамзина можно пообщаться со вьетнамскими свинками.
В свой сад хозяин пускает посетителей бесплатно. Попрошайничает в его саду только добрый, но нищий Будда, ему можно подать копеечки.
Неправильных скульптур не так уж много — Дон Кихот (самый главный лох мировой литературы, по мнению «испанца»), два Будды, портрет еврея, старуха Шапокляк с крыской Лариской. падший ангел, скульптурные символы Испании и толерантной Европы.
Про каждую свою скульптуру Юрий Карамзин рассказывает историю, их лучше услышать самолично, чем в чьём-то пересказе. Суждения у автора, может быть, спорные, но уж точно оригинальные. И скульптуры он назвал неправильными, скорее, из кокетства, а, может, это тонкий маркетинговый ход.
По пути назад мы полюбовались небольшими природными каменными останцами. Не довелось зайти на Маров родник, где не так давно оборудовали и купель. Казалось бы в Лоху есть всё, чтобы стать центром сельского туризма в Саратовской области. Но… к хорошим достопримечательностям необходимо ещё «приложить» нормальные дороги, и хотя бы хоть какой-то общепит. Местная продавщица магазина рассказала, как здорово раскупают продукты (особенно хлеб) туристы. Небольшая кафешка, наверное, тоже не пустовала бы.
Конечным пунктом нашего путешествия по Новобурасскому району было село Гремячка. Это одно из самых старых поселений в Саратовской области, его летопись ведётся с 1698 года. Гремячку основали для защиты мирных сёл от набегов казаков и разбойников.
В сегодняшней Гремячке нас интересовала одна из самых старых церквей губернии — храм Николая Чудотворца. На свои пожертвования сельчане в 1812 году возвели каменный храм. В нём были чудесные росписи, кое-что уцелело на стенах и до сих пор. Но сама церковь — руина: без окон, без дверей, без крыши, с вываливавшимися кирпичами. И, если в соседнем Лохе храм пытаются восстановить, то в Гремячке таких усилий замечено не было.
В Новобурасском районе есть ещё интересные сёла, и мы надеемся на новые путешествия и открытия.