Кульдурно-истерическая экспедиция, или туризм по-саратовски-2

Мало есть занятий гаже, чем групповые туристические поездки. Хуже, наверное, только бесплатные групповые поездки по объектам культурного наследия Саратовской области. Их организатор, «Культурный центр имени П.А. Столыпина», видимо, решил, как и знаменитый реформатор, устроить нам всем весёлую жизнь.

1IMG_5847

 

В условленное время мы пришли к условленному месту, и нас сразу же обуяла горечь при виде транспорта. Нельзя отправлять ПАЗики на туристические экскурсии! В них можно передвигаться максимум 15 минут, дальше начинается насилие над телом! Да, мы знаем, что автобусы такого типа снуют туда-сюда по Нижнему Новгороду, но кто сказал, что это хорошо?! При личном знакомстве организаторы, точнее, их женская часть, оказались крайне хамоватыми существами. Их тушки передвигались по маршруту на иностранных автомобилях в тепле, сухости и уюте. Водитель же ПАЗика, в который Кульдурный центр засунул многочисленных бабулек и немногочисленных любителей старины, оказался крайне неприятной личностью.

34

 

Вся эта затея получила название «Историко-культурная экспедиция по Саратовской области» и включала посещение четырёх храмов. Возле первой церкви, в честь Михаила Архангела в селе Курдюм Татищевского района, выявился профессионализм организаторов. Они не знали ни время постройки, ни факт о проведении богослужений — есть или нет. Внутри самой церкви очень холодно, нет ни икон, ни алтаря, ни подсвечника, летают какие-то птички.

cerkov-v-kurdume-8cerkov-v-kurdume-1cerkov-v-kurdume-7cerkov-v-kurdume-6cerkov-v-kurdume-2cerkov-v-kurdume-3cerkov-v-kurdume-4cerkov-v-kurdume-5

 

Возле второго объекта организаторы просто сказали: «название храма и год постройки написаны на щите, больше мы о нём ничего не знаем». Объектом оказалась разрушенная церковь Михаила Архангела в селе Малые Копены Аткарского района, возведённая в 1829 году. Представители Кульдурного центра, опасаясь получения выговора, попросили экскурсантов не заходить внутрь, поскольку со свода постоянно падают кирпичи. Никаких фактов ни о церкви, ни об истории села они привести не смогли. Что ж, это почти традиция для саратовского туризма.

cerkov-v-malyh-kopenah-6cerkov-v-malyh-kopenah-1cerkov-v-malyh-kopenah-2cerkov-v-malyh-kopenah-4cerkov-v-malyh-kopenah-3cerkov-v-malyh-kopenah-5cerkov-v-malyh-kopenah-7

Неопознанный деятель из Малых Копен

 

Души жаждущих исторических сведений людей смог порадовать только настоятель храма Николая Чудотворца села Владыкино отец Нестор, который когда-то служил в церкви Михаила Архангела в селе Переезд Екатериновского района. С любовью и энтузиастом он рассказал о храме, в который мы зашли, и о котором достопочтенные организаторы вновь не смогли выдавить и пары предложений. Церковь была освящена в 1906 году, она оснащена уникальной системой отопления — трубы расположены в стенах и полу. При расчистке подвала здания были обнаружены обломки хрустального гроба — стекло нашли вместе с человеческими останками. Сейчас в церкви висят несколько старинных икон, которые нуждаются в реставрации. Организаторы пустили двух своих друзей на колокольню храма, а на просьбу остальных присоединиться к обозрению окрестностей отказали в хамской манере.

cerkov-v-pereezde-1cerkov-v-pereezde-2cerkov-v-pereezde-3cerkov-v-pereezde-4cerkov-v-pereezde-5cerkov-v-pereezde-6

 

К счастью для участников «экспедиции», отец Нестор поехал с нами дальше. На последнем объекте маршрута он рассказал историю церкви Казанской иконы Божией Матери в селе Сластуха Екатериновского района. Сейчас службы проводятся в отреставрированном приделе. Другой недавно был в введении трактороремонтной мастерской, поэтому сейчас пребывает не в лучшем состоянии. Сам храм был построен в 1830 году.

cerkov-v-slastuhe-1cerkov-v-slastuhe-2cerkov-v-slastuhe-3cerkov-v-slastuhe-4cerkov-v-slastuhe-5cerkov-v-slastuhe-7cerkov-v-slastuhe-7

 

Как подытожить? «Культурный центр имени П.А. Столыпина» туризмом заниматься не умеет и пусть лучше за это не берётся. Спасибо, конечно, что за один день показали четыре заброшенных церкви в разных районах области, но лучше всё-таки подходить к делу с умом, а не с авосем. На десятичасовой экскурсии обязательно должно быть питание либо время заехать в кафе и получить это самое питание. Организаторы должны знать о представляемых объектах не только год постройки и название села, а максимально доступную информацию — архив открыт, сидите и копайте. Но зачем утруждать себя походами в ГАСО и изучением пыльных документов? Ведь гораздо проще ответить, что ничего неизвестно — для бабушек и так сойдёт. Мы уж молчим о том, что водителей СГУ не надо брать в поездки в принципе — они ни с людьми общаться не умеют, ни городских остановок не знают. В общем, ни культуры, ни истории в поездке не было — только экспедиция. Спасибо и на этом.