От Рязани не осталось ничего — её сожгли, разгромили, уничтожили монголо-татары, и восстанавливать её русские не стали. Тот город, что мы сегодня так называем, на самом деле — Переславль, первое упоминание о котором относится к 1093 году (любили у нас так называть города, вспомним хотя бы Переславль-Залесский).
Самая древняя часть Переславля-Рязанского (далее — Рязань) — участок на обрывистом берегу между реками Лыбедь и Трубеж — место, которое сегодня принято называть кремлём. От былой крепости здесь мало что осталось, пожалуй, только глубокий ров и высокий земляной вал. Деревянные стены уже к XVIII веку обветшали и были снесены после 1778 года.
Так что от древнего кремля мало что осталось, но посмотреть на это крайне любопытно. Для начала лучше всего подняться на вал и посмотреть на территорию кремля. Для этого переходим каменный Глебовский мост надо рвом и идём на вал. Кстати, когда-то мост был подъёмным и деревянным. В XIX веке построили его каменный вариант.
С вала обозреваем совсем небольшую территорию. Как на ней умещались фортификационные сооружения, княжеские палаты, храмы и постройки гражданского люда? Только совсем впритык. Тесновато жили рязанцы. Правда, не в большой обиде, так как после татарского нашествия других внешних врагов город уже не знал, русские границы от этого княжества были отодвинуты далеко.
После визуального экскурса отправимся на прогулку по кремлю. Перед мостом — Соборный парк. Справа — выкрашенный в жёлтый цвет храм во имя Ильи Пророка. Его построили в 1699 году по проекту русского зодчего Якова Бухвостова. В советское время церковь закрыли. Сначала в ней ссыпали зерно, затем тут был научный лекторий общества «Знание», а вплоть до 2000-х годов сюда планировали перевести Дворец бракосочетания. Сейчас в храме — Рязанское епархиальное управление.
Стела рядом с ним — памятник героям Гражданской войны.
Неподалёку в этом же Соборном парке ещё один храм XVII века — Спаса-на-Яру. В 1686 году его возвели на месте, которое именуется Спасским Яром. Рядом с ним — самый известный памятник поэту Сергею Есенину. Он, напомним, уроженец села Константиново Рязанской области.
Сразу за Глебовым мостом Соборная колокольня и Успенский собор — две главные архитектурные доминанты кремля. Высота колокольни —86 метров, золочёного шпиля — 25 метров. Строили её более 50 лет. Считается, что свой вклад в её внешний вид внесли архитекторы Николай Воронихин и Константин Тон. Первоначально решили строить звонницу по проекту Тона, в чьём видении это была трёхъярусная колокольня классицистического стиля. Воронихин (кстати, племянник знаменитого русского скульптора Андрея Воронихина) предложил надстроить ещё один ярус и на него установить позолоченный шпиль. Убедил рязанцев в своей правоте, и город, в конечном итоге, получил замечательный памятник архитектуры.
Сразу за колокольней главный рязанский храм — Успенский собор. Был выстроен архитектором Яковом Бухвостовым за шесть лет в стиле «нарышкинского барокко» с замечательной каменной резьбой. Несколько лет ушло на украшение собора. В нём установили самый высокий иконостас в России, в семь ярусов, изготовленный артелью резчиков Сергея Христофорова. Освятили собор только в 1702 году.
После революции службы в соборе запретили, иконы и церковные ценности реквизировали, росписи закрасили побелкой. Сначала в нём сделали планетарий, а потом — музейные экспозиции. В 1992 году собор передали Русской православной церкви. К 900-летию Рязани, в 1995 году, был отреставрирован уникальный иконостас.
По соседству с Успенским — один из старейших храмов Рязанской земли — Христорождественский собор. Он был построен в XV веке, с тех пор неоднократно перестраивался, и до наших дней дошёл в классицистическом виде, после очередной перестройки в XIX веке. В советское время здесь размещался областной архив. В храме покоятся мощи Василия Рязанского, первого епископа и покровителя этих земель, и другие святыни.
Архангельский собор возведён в конце XV — начале XVI века. В нём была усыпальница иерархов, служивших в Рязанской губернии. Это единственное строение, сохранившееся от дворцового комплекса рязанских князей. В советские годы здесь было книгохранилище с читальным залом. После возвращения в РПЦ Рязанская епархия возобновила в храме «Древлехранилище», устроенное ещё в 1914 году.
Когда-то в кремлёвских стенах было три монастыря — Спасский, Богоявленский и Духовской. Сейчас есть только один — Спасо-Преображенский мужской монастырь. Спасо-Преображенский собор, XVII века, был главным храмом обители. Его возвели на пожертвования рязанского купца Михаила Федоровича Немчинова.
Богоявленский храм вплотную построен к монастырской стене, рядом со святыми вратами.
На территории кремля сохранилось несколько гражданских строений. Одно из самых интересных — Дворец Олега. Считается, что его возвели в XVII веке на месте княжеского двора. Это красивый терем с наличниками, великолепным крыльцом. Князья в этом здании никогда не жили, и такое имя оно получило только в XIX веке в память о князе Олеге. Когда-то здесь были жилые палаты рязанских архиереев, домовая церковь, братские кельи, сейчас — основная экспозиция музея-заповедника.
Под выставочные площади приспособили и бывший Певческий корпус — двухэтажное кирпичное здание. До революции в нём жил эконом епархии и находились монастырские службы. Кроме того, экспозиции размещаются в Консисторском корпусе и гостинице Черни (бывшие амбары и склады).
Два корпуса, соединённых церковью Иоанна Богослова, ранее были гостиницей Знати. Теперь в них Духовная семинария.
К слову, на территории кремля до сих пор ведутся раскопки, которые каждый год приносят исследователям новые открытия. Всё больше они узнают о том, как жили рязанцы много веков назад.
За монастырской оградой, на берегу реки Трубеж, — небольшой храм Святого Духа, построенный в 1642 году. Он считается редким образцом двух шатрового храма, а сейчас здесь научная библиотека музея.
С этого места открывается красивый вид на реку и дебаркадер, откуда летом отчаливают-причаливают прогулочные речные суда.