В прогулках по московскому Коломенскому трудно выделить какую-то концепцию — будь то историческая или архитектурная. Поэтому мы просто гуляли и отмечали для себя всё примечательное. Возле Казанской церкви нашим очам внезапно предстал белокаменный памятник-часовня. Его воздвигли в селе Шайдорово Царицынской волости Московского уезда в честь отмены крепостного права. В 1980 году столб был перенесён в Коломенское.
Неподалёку от часовенки — Борисов камень с двинских берегов. Считается, что в XII столетии на камне появились надпись «Крест Сулибора» и Голгофский крест. В 1879 году камень перевезли в Москву, а несколько лет спустя тоже водрузили в Коломенском.
Обращает на себя внимание в этой части парка домик Петра Первого — единственный посвящённый ему мемориальный музей в столице. Здание было построено специально для царя в 1702 году в устье Северной Двины. Тут Пётр жил летом, дожидаясь новой осады Архангельска. Кстати, именно в Архангельск домик перенесли в 1877 году. В 1934 году обветшавшую постройку привезли в Коломенское, отмыли, очистили от очисток и превратили в музей. Внутри — экспозиция «Строитель, плаватель, герой…» и гвоздь на уровне 2 метров 4 сантиметров (рост Петра Первого). Рядышком стоит копия антверпенского памятника царю, выполненная в 1998 году.
О незапамятных временах свидетельствует половецкая баба. По грубым подсчётам, каменное изваяние было создано в XII веке. В 1930-х годах её перевезли в Москву и выставили на обозрение любителей древностей. Считается, что такие статуи ставились на могильных курганах половцев.
От XVIII века уцелел ансамбль хозяйственных построек. В Полковничьей палате располагались руководители войска, охранявшего царский дворец от враждебных посягательств. Управляющий усадьбой с помощниками занимали Приказную палату. В Передних воротах находилась надвратная церковь.
И вот наконец перед нами безусловный архитектурный шедевр — храм Вознесения Господня, возможно, первый каменный шатровый на Руси. Предполагаемым автором проекта называют итальянского архитектора Петра Анибале (Пётр Фрязин, попросту говоря). Строительство началось в 1528 году и длилось на протяжении четырёх лет. В основании крутого берега, где поставлена церковь, бил чудодейственный ключ, поэтому итальянцы и решили вести здесь стройку. От первого интерьера ничего не осталось, и то, что мы видим сейчас, относится к концу XIX века, когда на месте уничтоженных фресок нанесли масляную живопись. Храм высотой в 62 метра включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Туристов пускают в его подклетную часть, где представлена экспозиция «Тайны церкви Вознесения».
Рядом с Вознесенским находится ещё один храм — Георгиевский. Вместе с колокольней его датируют XVI столетием. В 1840-х годах он был дополнен кирпичной трапезной, которая соединяла церковь со звонницей. Прообразом для колокольни стали средневековые итальянские кампанилы, которые обычно стоят поодаль от храма.
Очень интересно смотрится водовзводная башня, мы построек такой архитектуры в России ещё не видели. Во второй половине XVII века она служила центром гидротехнической системы, по которой вода попадала на Государев двор. Сейчас внутри находится экспозиция «Государево водовзводное дело. К истории водоснабжения в XVII—XX веках».
Как и церковь Вознесения, на крутом берегу расположен дворцовый павильон. Он и только он уцелел от дворца Александра I, который был построен в 1825 году. Без хозяина ансамбль забросили, а в 1870-х годах и вовсе разобрали. Чайный домик охраняют две львицы и пушки в траве, а внутри проводятся выставки экспонатов из фондов музея и концерты.
Спустимся к Москве-реке, полюбуемся новостройками и вновь поднимемся на холм — на территорию бывшего села. О некогда оживлённом Дьякове сейчас напоминает только церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, авторство которой приписывают Барме и Постнику. Они являются авторами собора Василия Блаженного в Москве на Красной площади. На месте будущей Иоанновской церкви, по легенде, князь Василий Третий узнал, что скоро у него родится сын — будущий всероссийский душегуб Иван Грозный. В советское время закрытый храм передали музейному отделу Главнауки, но он долго был заброшен. В 1992 году церковь вновь освятили и возобновили богослужения, которые проводятся здесь и поныне.
А нам предстоит недлинный переход на окраину Коломенского. За старину глубокую-преглубокую здесь отвечает археологический памятник «Дьяково городище». По нему получила название археологическая культура железного века — Дьяковская. Для непосвящённого туриста это место ни о чём не «скажет» — просто холм, покрытый простой травой (или снегом). Для археологов это ценный памятник, изучая который, они узнают много нового о представителях финно-угорских племён.
Завершим прогулку по Коломенскому возле воссозданного дворца Алексея Михайловича. Памятник русской деревянной архитектуры XVII века реконструировали уже в третьем тысячелетии. Он состоит из 26 теремов, у каждого из них свой дизайн кровли. Внутри, кроме прочего, можно полюбоваться изразцовыми печами, воссозданными по археологическим находкам в Коломенском. Росписи стен и потолков художники восстанавливали по архивным документам. В некотором роде эта постройка даёт представление о том, как жили русские цари, пока не стали императорами.