В России осталось не так много архитектуры домонгольского периода (до XIII века). Причин много: и слишком много времени прошло, чтобы что-то сохранилось (никакие строительные материалы не вечны), и враги постарались, и свои не щадили. Тем ценнее те крупицы белокаменной архитектуры, которые уцелели и которые вдобавок можно посетить. Такой жемчужиной является церковь Бориса и Глеба в селе Кидекша неподалёку от Суздаля.
Князь Юрий Долгорукий (легендарный основатель Москвы) построил Кидекшу на берегу Нерли, чтобы контролировать речной выход от Суздаля. Этим же целям служил и Боголюбов-город (нынешнее село Боголюбово), прославленное, пожалуй, на весь мир церковью Покрова Пресвятой Богородицы. В 1152 году в Кидекше построили белокаменную церковь Бориса и Глеба. Её окружали княжеские хоромы и дома знати с хозяйственными постройками, которые до наших дней не дошли. А вот дворцовый собор — уцелел. О тех суровых временах свидетельствуют остатки земляных валов.
Кидекшу в 1239 году разорили татары, церковь стали ремонтировать год спустя по распоряжению епископа Кирилла из Ростова Великого. Потом Борисоглебский храм почему-то никому не был нужен и постепенно приходил в запустение. Следующий его ремонт датируется уже XVI-XVII веками, но хорошим качеством он не отличался: восточную часть и вовсе не стали восстанавливать, а старый свод заменили новым (который мы и увидели), совершенно не соответствующим духу такой архитектуры. Если его основание— кубический одноглавый храм — похоже на Дмитриевский собор Владимира и храм Покрова на Нерли, то внешнее убранство уже иное, аскетичное.
Сейчас церковь Бориса и Глеба в Кидекше — один из филиалов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Она расположена в 5 километрах от Суздаля и в 40 — от Владимира. Автомобилисты могут припарковаться у продуктового магазина и преодолеть несколько десятков метров до достопримечательности пешком. Стоимость билета в музейный комплекс зависит от категории посетителя, но не превышает 150 рублей. Он открыт каждый день, кроме вторника, с 10:00 до 17:00 (по субботам — до 18:00).
Первым делом посетим древний храм. Внутри от XII столетия остались фрагменты фресок. Одна из них — «Святые женщины Райского сада», где изображена мученица Мария, покровительница княгини Марии, сноха Юрия Долгорукого. Под фреской — аркосолий (ниша для установки саркофага), где Мария и была погребена когда-то. Здесь же рядышком —древнее граффити: выцарапанные на известняке кем-то из прихожан крест и лицо под ним.
Аркосолий супруга княгини, Бориса, расположен напротив; над ним видим Деисус XVIII-XIX веков. Поблизости уцелела фреска «Пелены» XII столетия, но разглядеть её сложно.
Крохотные куски изображений библейских сцен сохранились на стенах храма. Также здесь можно увидеть строительный материал домонгольского периода, обнаруженный во время археологических раскопок. Во время недавних исследований были найдены столпы алтаря, которые теперь демонстрируются посетителям.
Бросаем последний взгляд на современную живопись на потолке и покидаем прохладную церковь. Рядом с ней в XVIII веке возвели тёплый храм святого Стефана, Святые ворота и колокольню. С начала 1990-х годов в зимней церкви проводятся богослужения. Возле ворот на земле лежит крест, по-видимому, очень старый. Колокольня, по мнению историков архитектуры, была создана суздальскими зодчими; подниматься на неё туристам не разрешают. Это очередная «пизанская башня» русской провинции, сестра по несчастью колоколен в Саратове, Муроме и других городах.
Напротив алтаря церкви Бориса и Глеба устроена импровизированная смотровая площадка — деревянный помост возле стены. Отсюда открывается неплохой вид на Нерль, по которой за полчаса можно доплыть до Боголюбова, и на старинный Суздальский тракт, ведущий, как говорят, аж до самого Нижнего Новгорода.
В центре села, конечно же, находится традиционный памятник погибшим на фронтах Великой Отечественной. А ещё Кидекша — это наглядный пример того, как спасение архитектуры спасает местное население. Вот сохранили здесь старинную церковь, сделали её музеем — и у сельчан появились дополнительные возможности заработка. Вдоль дороги к храму они выставили на продажу сельскохозяйственную продукцию, которая быстро разбирается. А не ездили бы сюда туристы за шедевром архитектуры — наверное, и село бы уже давно вымерло.